Регламент

организации учебно-образовательного процесса

 по дистанционной форме обучения в Кыргызско-Казахском университете

 

1.      Общие положения

2.      Организация учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий

3.      Учебно-методическое обеспечение дистанционного обучения

4.      Текущий модульный контроль

5.      Итоговый контроль

6.      Система оценки уровня знаний студентов

7.      Академическая задолженность

8.      Порядок ликвидации академической задолженности

9.      Порядок перевода студента на следующий учебный год

10.  Порядок отчисления студента

11.  Порядок перевода и восстановления студента

12.  Итоговая государственная аттестация

13.  Основные функции структурных подразделений:

13.1.Функции Центра дистанционного образования

13.2.Функции кафедры

13.3.Функции библиотечно-информационного центра

13.4.Функции учебного управления

13.5.Функции отдела АСУ

13.6.Основные обязанности преподавателя-тьютера

14.  Словарь основных терминов и понятий

15.  Приложения:

Приложение 1. Структура «Кейс-пакета направления»

Приложение 2. Методические рекомендации по разработке ЭУМК дисциплины

Приложение 3. Ведомость успеваемости студентов дистанционной формы обучения

Приложение 4. Форма заявления студента на зачисление в порядке перевода

Приложение 5. Форма протокола заседания Аттестационной комиссии

Приложение 6. Справка о зачислении студента в порядке перевода из другого Вуза

Приложение 7. Форма заявления студента на отчисление по собственному желанию

 

 

 

 

 

Рассмотрено                                                                                     Утверждаю

на заседании Ученого совета ККУ                                                 Ректор ККУ

протокол № _3__ от «      5    » _ноября 2013 г.                                    __________________

                                                                                                          д.п.н. А.Г.Казмагамбетов

 

Регламент

организации учебно-образовательного процесса

 по дистанционной форме обучения в Кыргызско-Казахском университете

 

1.      Общие положения

1.1.Настоящий регламент разработан в целях использования дистанционных образовательных технологий на основе информационно-коммуникационных технологий в учебно-образовательном процессе и регламентирования порядка организации дистанционного обучения в Кыргызско-Казахском университете (далее - ККУ). Регламент распространяется на студентов дистанционной формы обучения, ППС и сотрудников.

1.2.Организация учебного процесса с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ) проводится по направлениям (специальностям) высшего профессионального образования, направлениям дополнительного профессионального и послевузовского образования на основании Лицензии Министерства образования и науки КР, в соответствии с Уставом ККУ и настоящим Регламентом.

1.3.Центр дистанционного образования ККУ (далее - ЦДО), в соответствии с настоящим Регламентом, совместно со структурными подразделениями, составляющими организационную структуру дистанционного образования в ККУ, осуществляет администрирование, управление и организацию учебно-образовательного процесса студентов дистанционной формы обучения.

 

 

2.      Организация учебного процесса с использованием

дистанционных образовательных технологий

 

2.1. На основании приказа о зачислении Офис-регистратор ЦДО производит регистрацию студентов в электронной системе дистанционного обучения (ЭСДО) ЦДО ККУ (далее портал дистанционного обучения), выдает пароль и формирует учебные группы.

2.2.В начале каждого учебного года Офис-регистратор ЦДО обеспечивает студента (при его желании, в том случае, если он не имеет доступа к сети Интернет) Кейс-пакетом, в котором собраны учебные материалы по дисциплинам, изучаемые в предстоящем учебном году  и необходимую информацию по учебному процессу (см.Приложение 1: структура Кейс-пакета, направления)

2.3.Учебный процесс осуществляется посредством электронной системы дистанционного обучения (ЭСДО), вход в которую организован через портал дистанционного обучения ЦДО ККУ www.kaz-kyr.tk

2.4.ЦДО ККУ обеспечивает студенту доступ в Портал дистанционного обучения и соответствующим информационным ресурсам в объеме часов учебного плана, необходимых для освоения соответствующей образовательной программы.

2.5.Перед началом учебной сессии проводится инструктаж со студентами. Менеджеры курсов ЦДО объясняют общую схему организации учебного процесса; знакомят с графиком учебного процесса; демонстрируют работу  с порталом дистанционного обучения, с учебно-информационными ресурсами; информируют студентов о формах взаимодействия в сети с преподавателями сотрудниками ЦДО для получения консультаций в ходе учебного процесса.

2.6.Учебно-образовательная деятельность осуществляется посредством педагогического общения преподавателя со студентом в аудитории, взаимодействия в сети и самостоятельного изучения учебных материалов.

2.7.В течение семестра в соответствии  с графиком учебного процесса, согласно расписания учебных занятий, студент посещает аудиторные занятия взаимодействует с преподавателем в сети посредством Портала дистанционного обучения; проходит текущие модульные контроли (самостоятельно выполняет контрольно-модульные задания или проходит тестирования в режиме онлайн/оффлайн т.п.), сдает итоговый контроль (экзамены).

2.8.Расписание учебных занятий составляется в соответствии с графиком учебного процесса и доводится до сведения студентов и преподавателей  не позднее, чем за 10 дней до начала учебных занятий и размещается  на Портале дистанционного обучения ЦДО ККУ. В расписании должна содержаться полная информация о времени, месте и виде занятий для каждого курса, отдельных его потоков и учебных групп с указанием изучаемых дисциплин и преподавателей.

2.9.Для проведения предусмотренных учебными планами лабораторных и практических занятий используются как традиционные методы,  так и дистанционные образовательные технологии (виртуальная лабораторная работа или работа в лаборатории удаленного доступа)

2.10. Процесс обучения включает в себя самостоятельное изучение под руководством преподавателя тьютора и выполнение контрольных заданий по каждому модулю (блоку/разделу) дисциплины, которые заложены в комплект Электронного учебно-методического комплекса (ЭУМК) дисциплины.

2.11. В содержание самостоятельной работы студентов входят самостоятельная работа с учебными материалами, которые предоставляются посредством  Портала дистанционного обучения или в виде Кейс-пакета (на DVD/flash-носителях); подготовка к текущим модульным контролям; выполнение контрольно-модульных работ; формирование банка вопросов и отправка преподавателю-тьютору; подготовка к итоговому контролю; выполнение курсовых и дипломных работ; прохождение практик.

2.12. Научная и учебно-методическая помощь студентам осуществляется через консультации преподавателей как традиционными методами, так и посредством информационно-коммуникационных технологий.

2.13. Индивидуальные консультации по инициативе студента проводятся дистанционно посредством Портала дистанционного обучения, по  другим каналам коммуникации или очно согласно графику очных консультаций (officehour). Групповые консультации организуются преподавателем –тьютором как дистанционно посредством Портала дистанционного обучения (чат, тематические форумы, рубрики FAQ – часто задаваемые вопросы на портале, web-конференции), так и очно. Предэкзаменационные консультации организуются в стенах  ККУ или в online режиме в соответствии с графиком учебного процесса согласно расписанию.

2.14. Учебные практики, предусмотренные Государственным образовательным (включая и преддипломную) студенты проходят традиционно в установленном порядке на основе программ прохождения практик, утвержденных соответствующими кафедрами.

 

 

3.      Учебно-методическое обеспечение дистанционного обучения

3.1.Учебные материалы доставляются студенту посредством Портала дистанционного обучения ЦДО ККУ  www.kaz-kyr.tk. Также, при необходимости, студенту предоставляется Кейс-пакет (на DVD/flash-носителях/или в печатных изданиях). См Приложение 1:структура Кейс-пакета направления.

3.2.Учебно-информационные материалы включают в себя:

·         материалы, регламентирующие методику и порядок проведения модульных и итогового контролей, практикумов, контрольно-модульных заданий и последовательности выполнения учебных заданий;

·         инструкции для студентов по работе со специализированным программным обеспечением;

·         материалы по мониторингу учебного процесса.

 

3.3.Обеспечение студента учебной информацией основывается на использовании    электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК) дисциплин, а также других электронных образовательных ресурсов (ЭОР).

3.4.В составе электронного учебно-методического комплекса (ЭУМК) дисциплины наряду с профессиональными информационными ресурсами используются средства: специализированные учебники с элементами мультимедиа; электронные  учебники; учебные пособия; треннинговые компьютерные программы; компьютерные практикумы; контрольно-тестирующие системы; учебные видео-аудиозаписи; online-видеолекции; иные материалы, предназначенные для передачи по телекоммуникационным связи.

3.5.ЭУМК дисциплины должен отвечать требованиям Государственного образовательного стандарта и соответствовать установленной структуре ЭУМК ( см.Приложение 2 «Методические рекомендации по разработке ЭУМК дисциплины»).

3.6.Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) дисциплин обновляется по мере необходимости, но не реже один раз в два года, проходит содержательную экспертизу.

3.7.На ЭУМК дисциплины, прошедший экспертизу формулируется паспорт ЭУМК дисциплины, где указываются данные о рассмотрении и утверждении на заседании кафедры, также оформляется аннотация к ЭУМК дисциплины, которая в обязательном порядке заверяется заведующим кафедрой.

3.8.Аннотация к ЭУМК включает:

·         оценку объема материала и степени разработки тем (соответствие обязательному минимуму по ГОС ВПО, актуальность, новизна, оригинальность и пр.);

·         оценку содержания в целом;

·         педагогическую оценку (соответствие интересам преподавателя, студента; организация материала и пр.);

·         методическую состоятельность продукта (оценка используемых методик, системы контроля и пр.).

3.9.Разработанные ЭУМК представляются лично разработчиком в электронном виде в Офис-регистратор ЦДО за 1 месяц до начала установочных занятий, согласно графику учебного процесса дистанционной формы обучения соответствующей специальности/направления).

3.10. Офис-регистратора ЦДО осуществляет прием ЭУМК дисциплины только при наличии паспорта и аннотации.

3.11. Учебно-методическое обеспечение должно быть достаточным для автономной и самостоятельной работы и подготовки к аттестации студента.

3.12. Все учебно-методические материалы передаются в личное пользование студенту без права их тиражирования или передачи третьим лицам и организациям.

 

4.      Текущий модульный контроль (ТМК)

4.1.Текущий модульный контроль успеваемости студентов проводится по всем дисциплинам, предусмотренным учебным планом, и организуется ЦДО в соответствии с утвержденным графиком учебного процесса.

4.2.Текущий модульный контроль проводится в форме компьютерного тестирования (или выполнения контрольно-модульной работы) посредством Портала дистанционного обучения и преподавателем, ведущим лекционные, семинарские и практические занятия.

4.3.По окончании изучения учебного материала, рассчитанного на один модуль, студент проходит текущий модульный контроль в соответствии с графиком учебного процесса в форме тестирования в режиме удаленного доступа (или самостоятельно выполняет контрольно-модульные задания) в обязательном порядке и в строго установленные сроки.

4.4.В случае проведения текущих модульных контролей в письменной форме посредством выполнения контрольно-модульной работы электронные версии, контрольно-модульных работ регистрируются электронной системой дистанционного обучения (ЭСДО) и менеджером курса ЦДО и передаются на соответствующие кафедры для проверки преподавателями. Преподаватель, получив письменные работы, проверяет, выставляет баллы в электронную ведомость и в формы отчетностей. Срок проверки контрольно-модульных работ составляет 10 рабочих дней с момента получения преподавателем выполненных контрольно-модульных работ студентов.

4.5.Если контрольно-модульная работа при проверке не зачтена, студент обязан представить ее на повторную проверку, включив в нее те темы, ответы на которые оказались не до конца раскрытыми. Студент, выполнив рекомендации преподавателя, отправляет новый файл с выполненными заданиями в течение 14 календарных дней с момента получения рецензии. Преподаватель проверяет, ставит баллы в электронную ведомость и сдает ее в Офис-регистратор ЦДО. Все полученные файлы хранятся в электронном банке данных в течение всего периода обучения студента.

4.6.Результаты текущих модульных контролей заносятся в Электронный журнал успеваемости, фиксируются в ведомостях и заверяются преподавателем не позднее 10-ти календарных дней с момента окончания срока сдачи контрольно-модульных работ.

4.7.Офис-регистратор ЦДО (менеджеры курса) по результатам внесения студентом оплаты контракта за обучения в текущем полугодии составляется экзаменационную ведомость на студентов, которые допускаются к сдаче итогового контроля.

4.8.Студент, не проходивший текущий модульный контроль или получивший непроходной балл, к итоговому контролю не допускается.

 

 

5.      Итоговый контроль (экзаменационная сессия)

5.1.Итоговый контроль (экзамен) является основной формой оценки уровня знания студента и проводится очно (традиционно) с участием студента в установленной преподавателем (кафедрой) форме (устная; письменная; компьютерное или бланочное тестирование);

5.2.Расписание экзаменационной сессии составляется отделом контроля  качества Учебного управления, утверждается проректором по учебной работе по согласованию с начальником Учебного управления, директором ЦДО и доводится до сведения преподавателей и студентов посредством вывешивания на информационном стенде и опубликование в Портале  дистанционного обучения ЦДО не позднее чем за 20 дней до начала  экзаменационной сессии.

5.3.При явке на итоговый контроль (экзамены) студенты обязаны иметь при себе документ, удостоверяющий личность, ручку, карандаш. Не допускается иметь при себе сотовый телефон, персональные компьютеры, портфели, сумку, учебную литературу, конспекты и иные записи.

5.4.Студент обязан без опоздания явиться на итоговый контроль (экзамен). В случае опоздания время, отведенное на итоговый контроль, не продлевается. Студент, опоздавший более чем на 15 минут, к прохождению итогового контроля не допускается.

5.5.Дисциплинарные санкции. Любой способ использования на итоговом контроле неразрешенных материалов, сотовых телефонов, компьютеров, шпаргалок, разговоры, списывание, нетактичное поведение, грубость и другие нарушения являются основанием для удаления студентов из аудитории.

5.6.В случае проведения итогового контроля в письменной форме преподаватель обязан представить в Офис-регистратор ЦДО распечатанное задание (не 4-х вариантов) не позднее, чем за 10 дней до даты его проведения. После размножения задания менеджер курса в присутствии преподавателя запечатывает его в конверт, который подписывается менеджером курса и преподавателем, и ставится печать ЦДО.

5.7.Перед началом итогового контроля (в случае проведения в письменной форме) менеджер курса ЦДО вскрывает конверт с заданием и раздает студентам. Продолжительность итогового контроля составляет 2 академических часа. Временем начала итогового контроля является момент окончания раздачи заданий.

5.8.Письменные работы студентов проверяются преподавателем анонимно. Выносить письменные работы из корпуса не разрешается. Все письменные работы хранятся в Офис-регистраторе ЦДО до окончания учебного года, по истечении которого подлежат уничтожению, для чего создается специальная комиссия и составляется акт уничтожения.

5.9.Менеджеры курсов ЦДО обеспечивают анонимность письменных работ и передают их для проверки преподавателям. Анонимные письменные работы проверяются преподавателем в течение 3-х рабочих дней и передаются в Офис-регистратор ЦДО. Менеджер курса вскрывает письменные работы и заносит в экзаменационную ведомость (Приложение 3. Ведомости успеваемости студентов) результаты проверки (в баллах). Все экзаменационные ведомости хранятся в Офис-регистраторе ЦДО.

5.10. Студенту, который не смог пройти итоговый контроль в установленный срок по болезни или по другим уважительным причинам (семейные обстоятельства, служебные командировки) могут быть установлены индивидуальные сроки сдачи итогового контроля. Решение по этим вопросам принимает Директор ЦДО на основании заявления студента (с приложением соответствующих документальных подтверждений) с положительной резолюцией менеджера курса ЦДО.

5.11. Если студент не явился на итоговый контроль без уважительной причины, то в соответствующей графе экзаменационной ведомости выставляется оценка «неявка».

5.12. В случае, если студент не явился на итоговый контроль (экзамен) и у него были накоплены баллы по текущим модульным контролям и по СРС, тогда в графе «итоговый контроль» выставляется отметка «неявка», а в графе «общая сумма баллов» выставляется сумма накопленных баллов, далее выставляется оценка в соответствии со шкалой оценки (см.пункт 6.4.настоящего регламента).

5.13. В течение 10 дней со дня окончания экзаменационной сессии Офис-регистратор ЦДО (менеджеры курсов) переносят результаты экзаменационной сессии в учебную карточку, в электронный журнал успеваемости и в другие учетные документы.

5.14. За организацию и проведение экзаменационной сессии, в том числе за сопровождающее ее делопроизводство, несет ответственность директор ЦДО.

 

6.      Система оценки уровня знаний студентов

6.1. Усвоение каждой изучаемой студентом за семестр дисциплины максимально оценивается в 100 баллов, в том числе:

·         50  баллов – на текущие модульные контроли;

·         20 баллов – на СРС;

·         30 баллов – на итоговый контроль.

6.2.Количество текущий модульных контролей (контрольных точек) учебной работы студентов по каждой дисциплине разделено на 2 модуля:

Текущий модульный контроль (ТМК)

СРС (максимум в баллах)

Итоговый контроль (ИК)

(максимум в баллах)

Итоговая сумма баллов

ТМК 1 (максимум в баллах)

ТМК 2 (максимум в баллах)

25

25

20

30

100

 

6.3.Аттестация студента по дисциплине осуществляется в соответствии со следующей шкалой:

Процентное содержание

Баллы ТМК 1

Баллы ТМК 2

Баллы СРС

Баллы

ИК

Дополнительный балл (ДБ)

Итоговая сумма баллов

Примечание

61-100%%

15-30

15-30

3-10

15-30

13-16

61-100

Дисциплина аттестована

0-60%%

0-14

0-14

0-2

0-14

0-16

0-60

Дисциплина не аттестована

 

6.4.Баллы за первый текущий модульный контроль (ТМК 1), второй текущий модульный контроль (ТМК2), СРС, итоговый контроль (экзамен) и дополнительный балл (ДБ) выставляются в ведомость успеваемости (Приложение 3. Ведомость успеваемости студентов).

6.5.Итоговая оценка по дисциплине выставляется в экзаменационную ведомость (Приложение 3) в соответствии со следующей шкалой оценок академической успеваемости:

 

Оценка по традиционной шкале

Буквенный эквивалент

В процентах %

В баллах

Определение

Отлично

А

95-100

20-19

Блестящие результаты

А-

90-94

18,8-18

Блестящие результаты с незначительными недочетами

Хорошо

В+

85-89

17,8-17

Очень хорошо

В

80-84

16,8-16

Очень хорошо выше среднего, с некоторыми недочетами

В-

75-79

15,8-15

Хорошо в целом серьезная работа, но с рядом замечаний

Удовлетворительно

С+

70-74

14,8-14

Неплохо

С

65-69

13,8-13

Неплохо, однако имеются серьезные недочеты

С-

60-64

12,8-12

Неплохо, но с рядом замечаний

D+

55-59

11,8-11

Достаточно результаты удовлетворяют минимальным требованиям (проходной балл)

Неудовлетворительно

D

50-54

10,8-10

Нужно поучить перед тем, как пересдать

F

0-49

9,8-0

Неприемлемо требуется выполнение значительного объема работы (либо повтор курса в установленном порядке, либо основание для отчислении я)

 

6.6.По результатам обучения по (итогам учебного года и по окончании образовательной программы) Офис-регистратор ЦДО рассчитывает средневзвешенную оценку уровня учебных достижений студента (GPA):

                     Σk*d
GPA = Σ k*d –-----, где k количество кредит-часов по одной дисциплине, изучаемой в

                       Σ k           данном семестре;d оценка студента по этой дисциплине.

 

Пример

Дисциплины

Кредиты

Оценка

Баллы

Предмет 1

4

А

4

Предмет 2

5

В

3.33

Предмет 3

3

С

3

Предмет 4

3

F

0

GPA=(16+16.65+9)/15=2.77

 

                      

7.      Академическая задолженность

7.1.Студент, не набравший достаточного количества баллов по результатам текущих модульных контролей, СРС и итогового контроля (экзамен) для получения положительной оценки, считается имеющим академическую задолженность.

7.2.Студент, не представивший в установленный срок курсовую работу или получивший за нее неудовлетворительную оценку, считается имеющим академическую задолженность. В том случае руководитель может оставить тему курсовой работы прежней или предложить студенту выбрать новую тему.

7.3.Студент, не выполнивший программу практики без уважительной причины или получивший отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную  оценку при защите отчета, считается имеющим академическую задолженность и направляется на практику повторно.

 

8.      Порядок ликвидации академической задолженности

8.1.Офис-регистратор ЦДО по итогам экзаменационной сессии публикует на Портале дистанционного обучения ЦДО списочный состав студентов, имеющих академических задолженности.

8.2.Для ликвидации академических задолженностей (ЛАЗ) по итогам зимней экзаменационной сессии составляется график (расписание) для ликвидации академических задолженностей (на ЛАЗ отводится 4 недели, начиная со дня завершения зимней экзаменационной сессии).

8.3.Для ликвидации академических задолженностей экзаменационной сессии составляется график ЛАЗ в течение 2-х недель со дня завершения летней экзаменационной сессии.

8.4.Студент, имеющий по итогам учебного года 7 и более академических задолженностей (после пересдач) подлежит отчислению.

8.5.Студент, имеющий академическую задолженность, не допускается к итоговой государственной аттестации.

 

9.      Порядок перевода студента на следующий учебный год

9.1.В срок до 25 мая ЦДО представляет на имя ректора ККУ рапорт о переводе студентов на следующий курс, в котором указывается список:

·         Студентов, выполнивших учебный план текущего года и не имеющих финансовых задолженностей;

·         Студентов, имеющих не более 6 академических задолженностей по итогам учебного года, которые переводятся на следующий учебный год с условием повторного прохождения дисциплин с предварительной оплатой;

·         Студентов, имеющих 7 и более академических задолженностей, которые отчисляются;

·         Студентов, имеющих финансовые задолженности, которые отчисляются.

9.2.Студенты, имеющие по результатам учебного года до 6 академических задолженностей, переводятся на следующий курс с условием повторного прохождения в течение учебного года неаттестованных дисциплин и оплатой 20 сентября. Повторное прохождение дисциплин допускается только 1 раз.

9.3.При переводе на выпускной курс студент не должен иметь академическую и финансовую задолженность.

 

10.  Порядок отчисления студента

10.1. Студент может быть отчислен из ККУ по собственной инициативе приказом ректора по личному заявлению студента:

·         по собственному желанию (без указания конкретных причин);

·         в связи с переходом в другой ;

·         в связи с болезнью (на основании справки медицинского учреждения);

·         в связи с семейными обстоятельствами.

10.2. Отчисление по инициативе администрации осуществляется приказом ректора ККУ по представлению рапорта директора ККУ:

·         за академическую задолженность;

·         за нарушение учебной дисциплины (невыполнение графика учебного процесса, утерю связи с ВУЗом);

·         за нарушение правил внутреннего распорядка;

·         в связи с непрохождением государственной итоговой аттестации;

·         за совершение противоправных действий после вступления в законную силу приговора суда, которым студент осужден к лишению свободы, либо к иному наказанию, исключающему возможность продолжения учебы;

·         в связи с невозмещением затрат на обучение

10.3. При отчислении по инициативе администрации студент в обязательном о причинах и сроках отчисления;

10.4. При отчислении студента ему выдается подлинник документа об образовании и по его запросу академическая справка установленного образца.

10.5. Отчисление студента за академическую неуспеваемость (7 и более академических задолженностей по результатам учебного года) производится по итогам учебного года на основании рапорта директора ЦДО приказом ректора ККУ.

10.6. Отчисленные за академическую задолженность студенты могут быть восстановлены только на повторное обучение на прежний курс.

10.7. Отчисление студента за финансовую задолженность за невыполнение условий договора по подготовке специалиста, за утерю связи с университетом может производиться в любое время (в том числе и во время каникул) по рапорту директора ЦДО приказом ректора ККУ.

10.8. Отчисление студента по собственному желанию производится в срок не более 10 рабочих дней с момента регистрации заявления студента в Офис-регистратора ЦДО по согласованию с директором ЦДО, начальником учебного управления, бухгалтерией и проректором по академическим вопросам и приказом ректора ККУ. Приложение 7: форма заявление студента на отчисление по собственному желанию.

10.9. При отчислении в связи с переводом в другой вуз студент должен предоставить директору ЦДО справку из принимающего вуза по установленной форме

10.10.               Академическая справка по требованию отчисленного студента выдается в течение 10 дней со дня обращения студента за справкой.

10.11.               Списки отчисленных студентов размещаются на Портале дистанционного обучения ЦДО.

 

11.  Порядок перевода и восстановления студента

11.1. Порядок перевода и восстановления студентов установлен в соответствии с «Положением о порядке перевода, отчисления и восстановления студентов высших учебных заведений Кыргызской Республики, утвержденным Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 29 мая 2012 года № 346»

11.2. Данный порядок устанавливает требования к процедуре перевода студента из другого вуза для продолжения обучения в ККУ, а также восстановления и перехода студента с одной образовательной программы (направления, специальности) на другую, независимо от курса, формы (очная, заочная, дистанционная) (бюджет, контракт) внутри ККУ.

11.3. Перевод студента на первом и последнем курсах обучения не осуществляется.

11.4. Перевод и восстановление студента осуществляются в период летних или зимних каникул, при наличии вакантных мест на соответствующем курсе по интересующей студента специальности/направлении, на договорной основе с полной компенсацией затрат за обучение.

11.5. Прием и регистрация заявления студента на перевод из другого вуза для продолжения обучения в ККУ, в том числе сопровождающийся переходом с одной основной образовательной программы специальности/направления на другую внутри ККУ (в том числе с изменением формы обучения), а также на восстановление в число студентов, осуществляется в следующие периоды:

- с 15 июля по 25 августа на восстановление (перевод) на первое полугодие;

- с 25 декабря по 25 января на восстановление (перевод) на второе полугодие.

    11.6. Заявление студента направляется ректору (проректору) для принятия решения о допуске студента к аттестации. К заявлению прилагается ксерокопия зачетной книжки/ или учебной карточки студента/ или транскрипт (впоследствии сверяется с академической справкой).

11.7. Перевод студента из другого вуза в ККУ для прохождения образования, в том числе сопровождающийся переходом с одной основной образовательной программы специальности/направления на другую внутри ККУ (в том числе с изменением формы обучения), а также на восстановление в число студентов осуществляется по личному заявлению студента (приложение 4: форма заявления студента на зачисление в порядке перевода) на основе аттестации. Аттестация студента проводится Аттестационной комиссией (создается приказом ректора ККУ ежегодно) путем рассмотрения копии зачетной книжки/или учебной карточки студента/или транскрипта.

11.8. По итогам аттестации, когда некоторые дисциплины из числа неаттестованных дисциплин и/или дисциплин, которые не могут быть перезачтены, или из-за разницы в учебных планах, устанавливается академическая разница. Допускается академическая разница не более 7 дисциплин. По результатам аттестации Аттестационная комиссия готовит протокол заседания (Приложение 5: форма протокола заседания Аттестационной комиссии).

11.9. При положительном решении вопроса о переводе студенту выдается справка установленного образца (Приложение 6: справка о зачислении студента в порядке перевода). Студент представляет указанную справку в вуз, в котором он обучается, с письменным заявлением об отчислении в связи с переводом и о выдаче ему в связи с переводом академической справки и документа об образовании, на основании которого он был зачислен в вуз, из личного дела. При положительном решении вопроса о восстановлении студента издается приказ о зачислении в связи с восстановлением.

11.10.Если до отчисления студент обучался в вузе менее двух семестров, то он не имеет права на восстановление  для продолжения обучения.

11.11.Академическая разница должна быть ликвидирована в пределах одного академического года. Студент должен ликвидировать академическую разницу путем прохождения обучения неизученных и/или неперезачтенных дисциплин (академическая разница)

11.12.Для ликвидации академической разницы Офис-регистратор ЦДО формирует индивидуальный учебный план студента, который дополнительно предусматривает перечень неизученных и/или не перезачтенных дисциплин, подлежащих изучению. Индивидуальный учебный план студента утверждается директором ЦДО.

11.13.Приказ о зачислении студента в ККУ в связи с переводом издается ректором ККУ после получения документа об образовании и академической справки (офис-регистратор ЦДО проверяет соответствие копии зачетной книжки/транскрипта академической справке), которые прилагаются к его личному заявлению. До получения документов ректор ККУ имеет право допустить студента к занятиям своим приказом.

11.14.На основе приказа о зачислении студента в связи с переводом (в связи с восстановлением) в ККУ и распоряжения директора ЦДО менеджер курса регистрирует студента в Портал дистанционного обучения ЦДО для продолжения обучения и для прохождения дополнительного обучения (если выявлены) неизученных и/или неперезачтенных дисциплин (академическая разница).

11.15.  Дополнительные образовательные услуги, связанные с прохождением обучения неизученных и незачтенных дисциплин (академическая разница) в стоимость контракта не входят и оплачиваются отдельно в установленном размере.

11.16. В студенческом отделе кадров формируется и ставится на учет новое личное дело студента, в которое заносятся заявление о переводе, академическая справка, документ об образовании и выписка из приказа о зачислении в порядке перевода, а также договор о подготовке бакалавра (специалиста).

11.17. Офис-регистратор ЦДО вносит в учетные документы студента (также в электронную систему) с проставлением оценок (зачетов) записи о перезачтенных из академической справки дисциплинах, практиках, курсовых проектах (работах), а также о ликвидации академической разницы.

 

12.  Итоговая государственная аттестация

12.1. Итоговая государственная аттестация выпускников осуществляется Государственной аттестационной комиссией в соответствии с «Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Кыргызской Республики», утвержденным Постановлением Правительства Кыргызской Республики № 346 от 29 мая 2012 года.

12.2. Целью итоговой государственной аттестации является определение уровня подготовки выпускников высшего учебного заведения к выполнению профессиональных задач и соответствия их подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

12.3. Освоение образовательных программ высшего профессионального образования завершается обязательной итоговой государственной аттестацией выпускников.

12.4. К итоговой государственной аттестации допускаются студенты, успешно

13.  2.Кафедра

13.1. Организует совместно с ЦДО проведение занятий с применением ИКТ и ДОТ.

13.2. Составляет рабочие программы, учитывающие особенности дистанционных образовательных технологий.

13.3. Определяет преподавателей, разрабатывающих ЭУМК по дисциплинам и рекомендует кандидатуры преподавателей, которые будут проводить занятия с использованием ДОТ.

13.4. Разрабатывает ЭУМК по дисциплинам передает в электронном виде в Офис-регистратор ЦДО. Обеспечивает экспертизу ЭУМК дисциплин (одна внутренняя и одна внешняя рецензии).

13.5. При необходимости осуществляет обновление содержания ЭУМК по дисциплинам.

13.6. Контролирует обеспеченность дисциплин электронными учебно-методическими комплексами, электронными учебниками, конспектами лекций, учебно-методическими пособиями и иными методическими материалами, а также другими электронными образовательными ресурсами.

13.7. Наличие ЭУМК по всем дисциплинам является обязательным для всех кафедр. Все разработанные или отобранные внешние учебно-методические материалы проходят обязательную экспертизу кафедр на предмет допуска (с оформлением паспорта и аннотации) к использованию в проведении учебного процесса. При этом оценивается соответствие требованиям ГОС ВПО, другим документам из состава нормативно-правового обеспечения.

13.8. Принимает меры по расширению учебно-методической и тестовой базы по дисциплинам, электронной библиотеки по учебным программам, реализуемым на кафедру.

13.9. Инициирует, планирует и контролирует повышение квалификации преподавателей, которые проводят занятия с использованием ДОТ, и внедряет ее результаты в учебный процесс.

13.10.               Совместно с ЦДО определяет требуемое программное, информационное и техническое обеспечение

13.11.               Совместно с ЦДО организует работу по созданию научно-методического и учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

13.12.               Осуществляет общее руководство подготовкой электронных учебно-методических комплексов, электронных учебников, учебных и учебно-методических пособий по предметам кафедр, организовывает издание учебно-методической литературы.

13.13.               Проводит иные необходимые работы по поддержке образовательного процесса с применением ДОТ.

 

13.3. Библиотечно-информационный центр (БИЦ)

1. Выполняет комплекс работ по сбору, контролю, обработке и размещению в Электронной библиотеке электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и поддержке электронного каталога учебных и научных изданий.

2. Осуществляет эксплуатацию программного и информационного обеспечения автоматизированной системы управления ЭОР. Принимает участие во внедрении и сопровождении компонентов указанной системы.

3. По предложениям кафедр принимает меры по расширению учебно-методической литературы, электронной библиотеки по дисциплинам, реализуемым на кафедрах.

4. Участвует в мероприятиях по приобретению, установке и запуску в эксплуатацию информационных систем с ЭОР, поддерживает их функционирование.

 

13.4. Учебное управление

1. Совместно с ЦДО проводит мониторинг нормативно-правовой базы ДО. Осуществляет разработку положений, правил, стандартов и другой нормативно-технической и методической документации, касающейся организации дистанционного обучения.

2. Совместно с ЦДО и кафедрами разрабатывает и утверждает требования к электронным учебно-методическим комплексам и отдельным материалам для образовательных программ с использованием ДОТ.

3. Совместно с кафедрами осуществляет контроль рецензирования Электронных учебно-методических комплексов дисциплин и других учебно-образовательных и методических материалов.

4. Вносит предложения по совершенствованию организации учебного процесса дистанционного обучения.

5. Осуществляет мониторинг работы преподавателей-тьюторов, ведущих занятия студентам дистанционной формы обучения.

6. Проводит мониторинг и оценку качества дистанционного обучения.

7. Координирует учебно-методическую работу кафедр по созданию электронных учебно-методических комплексов по дисциплинам других учебно-образовательных материалов.

 

13.4. Учебное управление

 

1.      Совместно с ЦДО проводит мониторинг нормативно-правовой базы ДО. Осуществляет разработку положений, правил, стандартов и другой нормативно-технической и методической документации, касающейся организации дистанционного обучения.

2.      Совместно с ЦДО и кафедрами разрабатывает и утверждает требования к электронным учебно-методическим комплексам и отдельным материалам для образовательных программ с использованием ДОТ.

3.      Совместно с кафедрами осуществляет контроль рецензирования Электронных учебно-методических комплексов дисциплин и других учебно-образовательных и методических материалов.

4.      Вносит предложения по совершенствованию организации учебного процесса дистанционного обучения.

5.      Осуществляет мониторинг работы преподавателей-тьюторов, ведущих занятия студентам дистанционной формы обучения.

6.      Проводит мониторинг и оценку качества дистанционного обучения.

7.      Координирует учебно-методическую работу кафедр по созданию электронных учебно-методическую комплексов по дисциплинам других учебно-образовательных материалов.

13.5. Отдел АСУ

1. Выполняет анализ и экспертизу заявок от  структурных подразделений на требуемое оборудование и программное обеспечение.

2. Осуществляет приобретение, установку необходимого оборудования и программного обеспечения для организации дистанционного обучения.

3. Осуществляет ремонт, замену, обновление оборудования и программного обеспечения. Выполняет необходимые профилактические работы.

4. Осуществляет администрирование компьютерной сети доступа к сети Интернет и телекоммуникационных каналов связей.

13.6. Основные обязанности преподавателя-тьютора

1.  Выполнение всех видов учебной деятельности, ведение всех видов учебных занятий, руководство курсовыми и дипломными проектами, самостоятельной и научно-исследовательской работой студентов, выполнение других видов учебной и учебно-методической работы.

2. Разработка электронных учебно-методических комплексов, электронных учебников, конспектов лекций, учебно-методических пособий и иного методического материала, непосредственное участие в их разработке, в подготовке их к изданию, разработка рабочих программ, умение комплектовать и разрабатывать учебно-методическое обеспечение по преподаваемым дисциплинам.

3. Использование ИКТ в учебном процессе (владеть компьютерными информационными и коммуникационными технологиями, прежде всего методами работы в электронных информационных сетях).

4. Работа с содержательным материалом (знать материал курса в объеме, достаточном для его гибкого представления студентам, иметь навыки проблематизации материала курса)

5. Проверка контрольно-модульных, курсовых, экзаменационных работ и аттестация (оценивать уровень знаний по содержанию контрольных аттестационных и текущих модульных работ; выделять основные ошибки и недочеты, комментировать их и указывать способы их устранения; владеть навыками индивидуального подхода к аттестации студента; обладать специальными знаниями и умениями в области организации мониторинга качества знания)

6. Организация и проведение текущих модульных и итоговых контролей по преподаваемым дисциплинам.

7. Проведение групповых консультационных и коммуникативных занятий, индивидуальная консультация студента по различным вопросам изучаемого курса (в режиме онлайн и удаленного доступа и т.п.)

8. Оказание методической помощи студентам по вопросам, входящим в его компетенцию.

9. Помощь студентам в их профессиональном самоопределении, обеспечения грамотного и эффективного использования учебно-методического сопровождения курса, координация познавательного процесса студентов.

 

14.  Словарь основных терминов и понятий

Администрирование дистанционного обучения управление учебным процессом дистанционного обучения (ДО), которое включает контроль за соблюдением студентом плана прохождения курса, рассылку необходимых материалов, оперативное реагирование на запросы обучаемых и пр.

Дистанционное образование педагогическая система, в которой реализуется процесс дистанционного обучения (ДО) с подтверждением образовательного ценза.

Дистанционное обучение (ДО) целенаправленно организованный и согласованный во времени и пространстве процесс взаимодействия преподавателя и студента между собой и со средствами обучения с использованием педагогических, а также информационных и телекоммуникационных технологий.

Дистанционная форма обучения вид получения образования, когда получение образования осуществляется преимущественно с использованием современных информационных и коммуникационных технологий.

Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) система методов и информационно-телекоммуникационных средств обучения, позволяющая студенту овладевать знаниями, навыками и умениями (формировать свою компетентность) вне зависимости от места нахождения образовательного учреждения.

Кейс-технология технология, основанная на комплектовании наборов (кейсов) учебно-методических материалов на бумажных, электронных и прочих носителях и рассылке их обучающимся для самостоятельного обучения.

Компьютерное тестирование (автоматизированное тестирование) проверка знаний студента с помощью специальных программных средств тестирования и заложенных в них тестов.

Мультимедийные учебные материалы  учебные материалы, включающие текстовые материалы в электронной форме, аудио-видео или анимационные элементы. Как правило, термин применяется для обозначения материалов, содержащихся на электронных носителях данных.

Мониторинг системы дистанционного обучения (ДО) комплекс информационно-оценочных средств и структурированных процессов по управлению и контролю за состоянием системы ДО.

Индивидуальный учебный план учебная программа и/или учебно-методические материалы, выполненные по индивидуальному заказу или составленные для удовлетворения потребностей отдельного студента.

Портал дистанционного обучения информационно-образовательная среда системы ДО, объединяющая с помощью современных информационных и телекоммуникационных технологий учебные, методические и информационные ресурсы.

Преподаватель-тьютор специально подготовленный преподаватель, консультирующий студентов и оказывающий им помощь в рамках конкретной учебной программы. Его функции заключаются в оказании поддержки и помощи, в руководстве и в оценке успехов студента.

Система дистанционного образования (СДО) совокупность организационных, телекоммуникационных, педагогических и научных ресурсов, вовлеченных в создание и практическое осуществление образовательных программ с использованием дистанционной технологии обучения.

Транскрипт документ, установленной формы, содержащий перечень пройденных дисциплин за соответствующий период обучения с указанием кредитов и оценок в буквенном и цифровом выражении.

Текущий модульный контроль (ТМК)  контроль успеваемости студентов в течение семестра и оценка уровня знаний и степени усвоением студентами учебного материала по логически завершенным разделам (модулям) соответствующих дисциплин в процессе ее изучения в виде приема модулей посредством компьютерного тестирования, контрольных работ.

Электронная библиотека совокупность программных средств, несущая в себе функции сбора и хранения любого вида информации в электронном виде и оснащенная эффективной системой поиска для оперативного к ней доступа пользователей непосредственно или через электронную сеть.

Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК)  основной информационный ресурс, содержащий достаточный набор информации для освоения дисциплины в дистанционном режиме.

Электронная система дистанционного обучения (ЭСДО) автоматизированная информационно-педагогическая система, включающая субъекты дистанционного образования и автоматизированные средства обучения (АСО), которая позволяет осуществлять и поддерживать процесс обучения на расстоянии.

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) учебно-методическая и дополнительная литература, размещенная в глобальной сети Интернет и/или на электронных носителях данных.

Экзамен одна из основных форм контроля знаний и качества обучения преследующая цель оценить работу студента за семестр, степень усвоения теоретических знаний, проверить навыки самостоятельной работы, умение синтезировать полученные знания и применять их в решении практических, профессиональных задач.

GPA (Grade Point Average- cредний балл успеваемости)  средневзвешенная оценка уровня учебных достижений студента за один учебный год.

Web-конференция визуальное общение нескольких лиц, находящихся в различных географических точках, посредством использования системы телекоммуникаций и/или компьютерных технологий.

Приложения:

Приложение 1. Структура «Кейс-пакет» специальности.

Приложение 2. Методические рекомендации по разработке электронного учебно-методического комплекса дисциплины.

Приложение 3. Форма ведомости успеваемости студентов дистанционной формы обучения.

Приложение 4. Форма заявления студента на перевод из другого вуза в ККУ.

Приложение 5. Протокол заседания Аттестационной комиссии.

Приложение 6. Справка о зачислении в порядке перевода из другого вуза.

Приложение 7. Заявление на отчисление по собственному желанию

 

 

Приложение 1. Структура «Кейс-пакет» специальности

1.      Академический календарь на текущий учебный год

2.      Семестровый учебный план на текущий учебный год

3.      Регламент обучения студента дистанционной формы обучения

4.      Контактная информация:

- администрация ККУ (почтовый адрес, контактный телефон, факс, телефон доверия, электронная почта, Web-адрес)

- ЦДО ККУ (Web-адрес образовательного портала, почтовый адрес, телефон, факс, электронная почта, Web-адрес)

- кафедры ( почтовый адрес, телефоны, электронная почта)

      5. Расписание учебного процесса:

               - расписание аудиторных занятий;

              - расписание взаимодействия в сети с преподавателями;

              - расписание очных консультаций;

              - расписание экзаменационных сессий;

              - график ЛАЗ;

              - расписание защиты курсовых/дипломных работ  (проектов);

              - расписание ГАК.

6. Электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК) дисциплин, предусмотренных на текущий учебный год

7. Электронные версии книг/учебников/пособий раздельно по дисциплинам.

8. Формы заявлений (на восстановление / перевод и т.п.)

9. Форма опросника (относительно качества ЭУМК, Кейс-пакета и т.д.) отправляется по электронной почте.

10.  Форма для жалоб и предложений (отправляется по электронной почте)

 

Приложение 2. Методические рекомендации по разработке Электронного учебно-методического комплекса (ЭУМК) дисциплины

 

Данный документ определяет состав и структуру электронного учебно-методического комплекса (ЭУМК) по дисциплине, предназначенного для системы дистанционного обучения (СДО), обеспечения самостоятельной работы студентов дистанционной формы обучения, а также методические, дидактические и программно-технические требования к содержанию ЭУМК и его компонентов.

1.      Методология проектирования учебно-методического комплекса (УМК) на основе компетентностного подхода

УМК должен быть ориентирован:

- на ознакомление с результатами анализа и понимание аналитических исследовательских данных, полученных в результате международных и отечественных исследований в изучаемой области;

- на овладение методами исследовательской практики, представленной в рекомендациях и пособиях международных организаций, работах специалистов различных стран;

- на развитие профессиональных компетентностей, позволяющих принимать участие в различных программах и проектах;

- на развитие рефлексивного опыта, способностей к решению проблем и задач;

- на формирование индивидуальной и коллективной ответственности за профессиональные действия.

Материалы УМК должны позволить студенту познакомиться:

- с изменениями, которые в настоящий момент происходят с предметом изучения;

- с современными подходами, методами и практическим опытом по-изучаемому вопросу;

- с современными методами получения, обработки и анализа разнообразной информации о предмете изучения.

Обязательные блоки УМК:

- инструктивный блок;

- информационный блок;

- коммуникативный блок;

- контрольный блок.

 

Инструктивный блок включает в себя руководство по изучению дисциплины и инструктивные сведения по использованию УМК/ или специальных программных пакетов/ или других средств обучения.

Информационный блок включает в себя:

- цель и задачи, сформулированные «на языке компетентности»;

- список рассматриваемых вопросов;

- список источников из «Хрестоматии» с обозначенной целью их изучения;

- учебно-методический текст по каждому вопросу, включающий в себя: аналитический обзор информационных источников ведущих специалистов; письменные задания, предполагающие анализ источников и их реферирование; выявление проблем с учетом опыта студента.

Возможная структура информационного блока УМК:

- наименование дисциплины.

- сведения об авторе (ах)

- учебная программа (в части списка и содержания тем курса)

- руководство по изучению дисциплины

- Содержательная часть (учебная информация, разбитая на блоки/модули)

- материалы для промежуточной и итоговой аттестации

- список используемых сокращений и аббревиатур

- глоссарий (толкование терминов и понятий, используемых в дисциплине)

- хрестоматия (полные или сокращенные тексты литературных источников по тематике дисциплины).

 

При представлении содержательной части УМК:

- желательно, чтобы в содержание, представленное тезисно, не входили вопросы, которые слушатели могут найти в имеющейся у них литературе;

- наряду с перечислением основных содержательных единиц должны быть представлены описание основных процедур, информационные таблицы, темы для дискуссий, возможные варианты заданий для самостоятельной работы;

- обязателен «Краткий терминологический словарь», который должен помочь студенту ориентироваться в многообразии определений одних и тех же понятий (глоссарий, тезаурус)

 

Коммуникативный блок:

- организационные стороны изучения конкретного предмета, прежде всего самостоятельной работы студентов

- формы дидактического электронного общения преподавателя со студентами

 

Предписания для самостоятельной работы студентов с  источниками информации:

- опорные конспекты

- учебные книги и пособия для студентов

- отобранная специальная информация

- хрестоматия

- компьютерные, имитационные игры.

Контрольный блок:

- цели проведения текущей модульного, промежуточного и итогового контроля;

- формы их проведения;

- требования к уровню достижений студента;

- разъяснение по оценочной шкале.

Материалы к промежуточной и итоговой аттестации студентов:

- содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций (в соответствии с требованиями к итоговой аттестации, установленными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования), включающие  использование балльно-рейтинговых систем контроля;

- комплекс используемых в процессе обучения измерительных оценочных материалов, в т.ч. тесты, контрольные вопросы, практические задания, творческие задания и др.

 

Программное обеспечение:

- учебно-образовательный портал;

- электронная Система Дистанционного Обучения (ЭСДО);

- мультимедийная электронная библиотека учебно-методических материалов;

- специализированное программное обеспечение.

Модель УМК включает в себя:

- курс лекций теоретического материал;

- комплект методических рекомендаций для выполнения практических заданий;

- перечень вопросов для проведения промежуточного, итогового  и заключительного контроля знаний, а также самоконтроля и определения рейтинга (индивидуального коммуникативного индекса) студентов;

- сборник задач и проблемных вопросов, упражнений для закрепления теоретического материала, с одной стороны, и развития мыслительных способностей, коммуникативных умений в выборе правильности решений, с другой;

- методические рекомендации для работы над курсовыми и дипломными проектами.

2. Дидактические и методические требования к оформлению ЭУМК дисциплины

Дидактические требования к ЭУМК дисциплины

ЭУМК дисциплины должны отвечать стандартным дидактическим требованиям,  предъявляемым к традиционным учебным изданиям:

- требование научности – предполагает формирование у студентов научного мировоззрения на основе правильных представлений об общих и специальных методах научного познания;

- требование доступности – предполагает определение степени теоретической сложности и глубины изучения учебного материала сообразно индивидуальным особенностям студента;

\- требование проблемности – предполагает возрастание мыслительной активности в процессе учебной проблемной ситуации;

- требование наглядности – предполагает необходимость учета чувственного восприятия изучаемых объектов, их макетов или моделей и их личное наблюдение студентом;

- требование обеспечения сознательности обучения – предполагает обеспечение самостоятельных действий студентов по извлечению учебной информации при четком понимании конечных целей и задач учебной деятельности;

- требование систематичности и последовательности обучения – означает обеспечение последовательного усвоения студентами определенной системы знаний в изучаемой предметной области;

-требование прочности усвоения знаний – предполагает глубокое осмысление учебного материала и его рассредоточенное запоминание;

- требование единства образовательных, развивающих и воспитательных технологий.

Главным критерием качества ЭУМК дисциплины является достижение студентами целей, ради которых он создан. При этом текст должен оцениваться следующими параметрами:

- удобочитаемость (технические характеристики текста);

- доступность, или читабельность текста (текст должен быть написан доступным языком);

- функциональность  (в комплексе должны достигаться все возложенные на него цели).

Методические требования к ЭУМК дисциплины

Усвоение учебной дисциплины во многом зависит от композиционной структуры текста и его объема. Для максимального обеспечения понимания и усвоения учебного материала необходимо выполнить следующие работы:

- провести четкую и более глубокую структуризацию текста, дробление учебного материала на небольшие, легко воспринимаемые объемы информации;

- тщательно выверить текст на наличие орфографических и стилистических ошибок;

- правильно и в разумных пределах использовать нумерацию структурных составляющих учебно-методического комплекса;

- активнее применять интересные и точные заголовки;

- шире использовать примеры, так как с их помощью можно приблизить объясняемое (предмет, явление, процесс) к учащимся;

Использовать формы наглядности, способствующие повышению степени умственной активности студентов, которые не только дополняют словесную информацию, но и сами выступают носителями информации. По содержанию наглядные средства делятся на средства изобразительной, условно-графической и предметной наглядности. Студент, читая текст и видя обозначаемый в нем предмет, явление в форме иллюстрации, усваивает этот фрагмент текста быстрее и лучше запоминает содержание. Особое  внимание следует обратить на подготовку графического материала. Графические  элементы делят текст на смысловые куски, повышают зрительский интерес, подчеркивает смысл и (что очень важно) придают документу особый вид;

- применять контроль знаний студентов -  неотъемлемую часть обучения, оценки качества образования. Тестирование как одна из форм аттестации представляет собой процедуру, позволяющую объективно установить уровень учебных достижений учащихся: теоретических знаний; интеллектуальных умений; практических навыков.

Тесты включают в себя вопросы, отражающие содержание дисциплины,  которые выносятся на контроль. При составлении вопросов для тестирования необходимо придерживаться следующих правил:

- в вопросе должна быть ясно выражена только одна мысль;

- мысль, выраженная в вопросе, должна быть записана лаконично, но содержательно;

- вопрос должен представлять важную часть пройденной темы;

- вопрос по трудности должен быть доступен студенту, а по содержанию – соответствовать критериям будущей профессиональной деятельности студента или потребностям обучения по другим дисциплинам;

- при формулировании вопросов и ответов к ним следует исключать подсказки к правильным ответам;

- задания в тесте следует располагать в порядке постепенного возрастания трудности, что способствует снижению эмоционального стресса в процессе тестирования.

 

Рекомендации к составлению тестов

Для получения максимальной эффективности от тестирования знаний в процессе изучения дисциплины рекомендуется использовать два вида тестов:

- тест для самоконтроля знаний студентом по каждой теме (тренировочные тесты);

- модульный тест (контроль знаний по итогам модуля);

- итоговый тест (для всей дисциплины в целом).

Система тестирования дает студентам возможность как самоконтроля (можно просмотреть ответы и комментарии к ошибкам), так  и возможности получения адекватной оценки их знаний по данной дисциплине путем накопления баллов посредством текущих модульных контролей.

Итоговый тест используется для проверки знаний студента по завершению изучения дисциплины (аналог экзамена). Число тестовых вопросов для одного студента должно составлять 25-30% от общего числа вопросов в итоговом тесте в зависимости от сложности тестовых заданий.

Работа с тестовой системой начинается с подготовки базы тестовых заданий. При использовании тестирования в учебном процессе важно помнить, что каждый вопрос не должен иметь многоцелевую направленность, он призван выявлять лишь один определенный аспект.

Критериями отбора содержания тестового материала служат:

-значимость. Этот принцип указывает на необходимость включить в тест только те элементы знания, которые можно отнести к наиболее важным, ключевым, без которых знания становятся неполными, с многочисленными пробелами;

- научная достоверность. Суть тестовых заданий заключается в том, что они требуют четкого, заранее известного преподавателям ответа. Все спорные точки зрения, вполне нормальные в науке, не рекомендуется включать в тестовые задания;

- соответствие содержания теста уровню современного состояния науки.  Этот принцип базируется на естественной необходимости подготовки специалистов и проверки их знаний на современном материале;

- репрезентативность. Обращается внимание не только на включение значимых элементов, но и на полноту их для контроля;

- возрастающая трудность учебного материала.  Знание последующих элементов курса жестко зависит от знания предыдущих учебных элементов, то есть дисциплину можно изучать только с самого начала и без пробелов;

- вариативность содержания.  По мере изменения содержания учебной дисциплины должно варьироваться и содержание теста;

- системность содержания.  Это означает подбор такого содержания и количества тестовых заданий, которые бы отражали все разделы теоретических материалов соответственно трудоемкости по рабочей  программе;

- комплектность и сбалансированность содержания тест. Тест, разработанный для итогового контроля знаний, не может состоять из материалов только одной темы;

-взаимосвязь содержания и формы. Содержание теста должно быть выражено в наилучшей, с точки зрения наглядности и обучающего потенциала, форме. В настоящее время в педагогике выработано четыре основных формы тестовых заданий, которые являются основой для составления тестов по любым учебным дисциплинам;

- соответствие цели. Содержание теста зависит от цели проверки.

Для формирования системы тестирования, соответствующей критериям отбора содержания, рекомендуется использовать четыре основные формы тестовых заданий, которые выработаны в настоящее время в педагогике:

- задания закрытой формы. Испытуемому предлагается выбрать ответ на задание (один или несколько) из многих предложенных. При этом подразумевается, что все предложенные варианты ответа являются равнопривлекательными.

- задания открытой формы. В отличие от заданий закрытой формы здесь не предлагается вариантов ответа, а делается пропуск смысловой единицы в каом-либо утверждении, причем предполагается, что заполнить этот пропуск можно строго однозначно. Данный тип теста возможно использовать в заданиях на математические вычисления.

- задания на соответствие. Здесь необходимо установить соответствие между смысловыми единицами в правом и левом столбцах.

- задания на установление правильной последовательности. Установить последовательности каких-либо событий, действий, терминов и т.д.

Также в практике дистанционного образования часто применяются 4 вида вопросов, включаемых как и для самопроверки, так и для контроля:

- вопросы с выбором одного или нескольких ответов из списка (быстрый и экономичный способ тестирования знаний, основанных на запоминании, распознавании и различении);

- вопросы, требующих кратких ответов (например, определить ключевой термин, вычислить по формуле);

- вопросы, требующие развернутых письменных ответов (для проверки умений и навыков);

- ситуационные вопросы и задания, позволяющие оценить действия обучаемого в реальных жизненных ситуациях.

Для формирования наибольшей наглядности тестового контроля рекомендуется максимально использовать в тестах графический материал.

При составлении тестов допускаются:

- произвольное количество вопросов (в разумных пределах из расчета времени на одно занятие), но не более 5 вариантов ответа к каждому из вопросов;

- возможность ограничить время тестирования;

- определение соответствия количества верных ответов оценкам.

 

Не допускаются варианты ответа:

- нет правильного ответа;

- все ответы правильные;

- правильные ответы а), в), г) (здесь речь идет о том, что правильные ответы студент должен увидеть не в наборе, а отметить каждый по отдельности);

- основную вводную фразу нельзя обрывать на предлогах или союзах (на, из, от, то, что, как и т.п.)

При разработке тестовых заданий рекомендуется:

1.      Провести анализ содержания учебного материала:

- деление на два модуля учебного материала, рассчитанного на один семестр,  а каждый модуль на смысловые блоки, а блоки, в свою очередь, на разделы;

- выделение логической структуры каждого учебного модуля/блока/раздела;

- выделение основных ключевых понятий по каждой теме (или по разделу),  которые должны быть сформированы на основе знания, фактов теории, законов, в умении применения, сравнительного анализа и др.).

2. Планирование количество вопросов по дисциплине.

3. Раскладка тестовых заданий по уровням.  Рекомендуется, чтобы тестовые задания составляли из общего количества:

- легкие – 25%

- средние – 50%

- трудные – 25%

4. Разработка тестовых заданий (для самоконтроля/для ТМК/для ИК/для других видов контроля):

- количество вариантов (вопросов) на ТМК: 30 вопросов на каждый ТМК;

- количество вариантов (вопросов) на ИК: 20 вопросов;

- количество вариантов (вопросов) на самоконтроль знаний: 10 вопросов на каждую тему.

 

3. Структура электронного учебно-методического комплекса (ЭУМК) по дисциплине для студентов дистанционной формы обучения

 

1.      Инструкция для студента

2.      Информация о дисциплине

3.      Сведения об авторе (ах)

4.      Календарно-тематический план

5.      Учебный график дисциплины

6.      Учебная информация

7.      Глоссарий (термины и понятия, используемые в дисциплине)

8.      Хрестоматия

9.      Учебные и методические пособия

10.  Дополнительные учебные материалы

11.  Материалы для контроля знаний студентов

12.  Формы контроля знаний и политика выставления оценки

13.  Дополнительные сведения (если предусмотрены)

Содержательная часть каждого раздела ЭУМК по дисциплине:

1.      Инструкция для студента  должна быть написана на доступном языке и включать руководство по изучению  дисциплины и инструктивные сведения по использованию ЭУМК/ или специальных программных пакетов/ или других средств обучения (если предусмотрены).

2.      Информация о дисциплине:

- название дисциплины;

- цели и задачи дисциплины;

- пререквизиты (набор навыков, знаний и компетенций, необходимых для освоения изучаемой дисциплины);

- постреквизиты, т.е. какие компетенции сформирует данная дисциплина (ожидаемые навыки, знания и компетенции при успешном завершении изучения данной дисциплины);

- количество часов (всего/ауд/интерактивные/самостоятельные) с разбивкой на семестры (если  дисциплина рассчитана по учебному плану на более чем один семестр);

- используемые методы обучения;

- формы отчетностей.

 

3.      Сведения об авторе (ах):

- Ф.И.О. преподавателя; ученое звание/ ученая степень/ должность;

- контактная информация (телефон, рабочий адрес, электронная почта, ссылка на сайт преподавателя, если имеется);

- часы пребывания (приема студентов) преподавателя на кафедре (officehours);

- другие средства коммуникации для связи с преподавателем (если предусмотрены).

4. Календарно-тематический план  с разбивкой на модули (блоки/разделы).

Предусматривается проведение двух текущих модульных контролей, следовательно, если дисциплина рассчитана на 1 семестр тогда необходимо разделить на 2 модуля, а если рассчитана на 2 семестра, тогда она должна быть разделена на 4 модуля.

В целях мониторинга освоения студентами учебных материалов и обеспечения качества обучения предлагается каждый модуль разбить на логические  блоки, а блоки – на разделы, чтобы в последующем можно было проводить текущие контроли по блокам/разделам посредством onlineтестирования.

5. Учебный график дисциплины:

- график взаимодействия в сети (видеоконференции/форум/чат и т.п.);

- график очных консультаций (officehour);

- график текущих и модульных контролей;

- график других видов контролей (если предусмотрено);

- график проведения итоговых контролей (экзаменов/зачетов);

- график защиты курсовых работ/проектов (если предусмотрены учебным планом);

- график выполнения СРС (если предусмотрены);

- график проведения лабораторных опытов/расчетов и т.п.(если предусмотрены).

6. Учебная информация:

- полный конспект лекций в соответствии с календарно-тематическим планом, разбитый на модули (а модули, в свою очередь на блоки/разделы);

- лабораторные/практические/расчетно-графические материалы;

- список обязательной литературы, который  должен содержать действительно  необходимые для изучения данной дисциплины источники с указанием страниц (разделов), рекомендуемых для изучения. Желательно отсканировать необходимые учебники для размещения их в электронную библиотеку.

7. Глоссарий (термины и понятия, используемые в дисциплине)

- «краткий терминологический словарь», который должен помочь студенту ориентироваться в многообразии  определений одних и тех же понятий (глоссарий, тезаурус);

- список используемых сокращений и аббревиатур.

Т.е.справочные материалы, раскрывающие содержание основных терминов (определений, словосочетаний, сокращений и т.п.), знание и использование которых необходимо в процессе изучения учебной дисциплины. Содержит собрание слов и словосочетаний, расположенных в определенном порядке (обычно по алфавиту), в котором даются сведения об их значениях, употреблении, происхождении.

8. Хрестоматия.

Хрестоматия представляет собой полные или сокращенные тексты литературных источников по тематике дисциплины.

По усмотрению автора Хрестоматия может включать в себя материалы, используемые для обязательного или дополнительного изучения:

- источники (полные варианты или наиболее важные выдержки из текстов работ, считающихся классическими в данной области знаний и отражающих фундаментальные положения изучаемой науки).

- учебники, книги, брошюры;

- лекции, демонстрации, презентации, слайды;

- аудио/видео материалы;

- законодательные и нормативные акты;

- образовательные Интернет-ресурсы;

- прочие.

9. Учебные и методические пособия (указания/рекомендации):

- методические указания по выполнению контрольно-модульных заданий;

- комплект методических рекомендаций для выполнения практических заданий;

- методические руководства по выполнению СРС;

- методические указания по выполнению курсовых работ/расчетно-графических проектов и т.п.(если предусмотрены);

- сборник задач и проблемных вопросов, упражнений для закрепления теоретического материала, с одной стороны, и развития мыслительных способностей, коммуникативных умений в выборе правильности решений, с другой;

- методические рекомендации для работы над курсовыми и дипломными проектами.

Учебно-методические указания/рекомендации включают в себя указания и рекомендации по самостоятельному изучению теоеретического материала, по выполнению практикума, контрольных работ, заданий и задач, по выполнению лабораторных работ, рефератов и курсовых работ, указания для студентов по рациональной технологии усвоения учебного материала на заданном уровне, по рациональному чередованию и использованию всего комплекса учебно-методических материалов, основной и дополнительной литературы. Приводятся общие методические указания по содержанию и оформлению контрольных работ, рефератов и курсовых работ (при необходимости примеры решения и оформления типовых задач, примеры часто допускаемых ошибок).

10. Дополнительные учебные материалы (если предусмотрены):

- электронные учебники;

- аудио/видео материалы;

- электронные версии (цифровые варианты) изданных книг и учебных пособий;

- компьютерные, имитационные игры;

- ссылки на интернет источники;

- ссылки на Электронные библиотеки с открытыми доступами;

- отобранная специальная информация;

- список дополнительной учебной литературы (учебники, учебные пособия, в т.ч.электронные);

- нормативно-правовая база;

- периодическая литература;

- необходимые оборудования;

- необходимые программные пакеты.

11. Материалы для контроля знаний

Контрольный блок УМК должен включать в себя комплекс используемых в процессе обучения измерительных оценочных материалов, в том числе тесты, контрольные вопросы, практические задания, творческие задания и др.; перечень вопросов для самоконтроля и определения рейтинга (индивидуального коммуникативного индекса) студентов; перечень вопросов для проведения итогового и заключительного контроля знаний.

Таким образом, предлагается следующий обязательный перечень материалов для оценки уровня знаний студентов:

- контрольные вопросы (тесты) для самоконтроля знаний студентами (в разрезе по блокам/разделам/темам в соответствии с календарно-тематическим планом дисциплины);

- тестовые вопросы для текущих модульных контролей, отдельно для 1-го модуля и отдельно для 2-го модуля (если предусмотрены проведение ТМК в письменном виде, тогда варианты контрольно-модульных заданий);

- тестовые вопросы на итоговый контроль (или экзаменационные вопросы, если итоговый контроль будет проходить устно или письменно);

- темы курсовых работ (проектов);

- задания СРС.

12. Политика выставления оценок

Предусматривается следующие виды и формы контроля знаний студентов:

- текущие контроля по разделам учебного материала (форма проведения onlineтестирования);

- два текущих модульных контроля (ТМК) в одном семестре (форма проведения: online тестирование или письменная контрольно-модульная работа);

- итоговый контроль (компьютерное/бланочное тестирование с присутствием наблюдателя: устный или письменный экзамен; onlineэкзамен посредством webinar в реальном времени);

- защита курсовых работ/проектов (очно в стенах университета или online посредством webinar), если предусмотрена.

Контроль знаний в ДО может выполняться в режиме online (в реальном времени, обозначенном преподавателем) или offline(в любое время, удобное студенту) посредством электронной Системы дистанционного обучения (СДО)