МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

 

 

Государственный образовательный стандарт

высшего профессионального образования

 

 

по направлению подготовки

 

530500 Юриспруденция

Квалификация (академическая степень) «бакалавр»

 

1. Общие положения

 

1.1. Настоящий Государственный образовательный стандарт по направлению 530500 Юриспруденция высшего профессионального образования разработан Министерством образования и науки Кыргызской Республики в соответствии с Законом "Об образовании" и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики в области образования и утвержден в порядке, определенном Правительством Кыргызской Республики.

Выполнение настоящего Государственного образовательного стандарта является обязательным для всех вузов, реализующих профессиональные образовательные программы по направлению подготовки 530500 Юриспруденция,  (академическая степень бакалавр) независимо от их организационно-правовых форм.

1.2. Используемые термины, определения, обозначения, в настоящем государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования:

В настоящем Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования используются термины и определения в соответствии с Законом Кыргызской Республики "Об образовании" и международными документами в сфере высшего профессионального образования, принятыми Кыргызской Республикой в установленном порядке:

- основная образовательная программа - совокупность учебно-методической документации, регламентирующей цели, ожидаемые результаты, содержание и организацию реализации образовательного процесса по соответствующему направлению подготовки;

- направление подготовки - совокупность образовательных программ для подготовки кадров с высшим профессиональным образованием (специалистов, бакалавров и магистров) различных профилей, интегрируемых на основании общности фундаментальной подготовки;

- профиль - направленность основной образовательной программы на конкретный вид и (или) объект профессиональной деятельности;

- цикл дисциплин - часть образовательной программы или совокупность учебных дисциплин, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания;

- модуль - часть учебной дисциплины, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания;

- компетенция - динамичная комбинация личных качеств, знаний, умений и навыков, необходимых для занятия профессиональной деятельностью в соответствующей области;

- бакалавр - академическая степень, которая присваивается по результатам аттестации лицам, успешно освоившим соответствующие основные образовательные программы высшего профессионального образования с нормативным сроком обучения не менее 4 лет, и дает право ее обладателям заниматься определенной профессиональной деятельностью или продолжать обучение для получения академической степени "магистр" по соответствующему направлению;

- магистр - академическая степень, которая присваивается по результатам аттестации лицам, имеющим академическую степень бакалавра по соответствующему или родственному направлению и успешно освоившим основные образовательные программы высшего профессионального образования с нормативным сроком обучения не менее двух лет, и дает право ее обладателям заниматься определенной профессиональной деятельностью или продолжать обучение в аспирантуре;

- кредит (зачетная единица) - условная мера трудоемкости основной профессиональной образовательной программы;

- результаты обучения - компетенции, приобретенные в результате обучения по основной образовательной программе/модулю.

1.3. В настоящем Государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:

ГОС - Государственный образовательный стандарт;

ВПО - высшее профессиональное образование;

ООП - основная образовательная программа;

УМО - учебно-методические объединения;

ЦД ООП - цикл дисциплин основной образовательной программы;

ОК - общенаучные компетенции;

ИК - инструментальные компетенции;

ПК - профессиональные компетенции;

СЛК - социально-личностные и общекультурные компетенции.

 

2. Область применения

 

2.1. Настоящий Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (далее - ГОС ВПО) представляет собой совокупность норм, правил и требований, обязательных при реализации ООП по направлению подготовки бакалавров 530500 Юриспруденция, и является основанием для разработки учебной и организационно-методической документации, оценки качества освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования всеми образовательными организациями высшего профессионального образования (далее - вузы) независимо от их организационно-правовых форм, имеющих лицензию или государственную аккредитацию (аттестацию) на территории Кыргызской Республики.

2.2. Основными пользователями настоящего ГОС ВПО по направлению 530500 Юриспруденция  являются:

- администрация и научно-педагогический (профессорско-преподавательский состав, научные сотрудники) состав вузов, ответственные в своих вузах за разработку, эффективную реализацию и обновление основных профессиональных образовательных программ с учетом достижений науки, техники и социальной сферы по данному направлению и уровню подготовки;

- студенты, ответственные за эффективную реализацию своей учебной деятельности по освоению основной образовательной программы вуза по данному направлению подготовки;

- объединения специалистов и работодателей в соответствующей сфере профессиональной деятельности;

- учебно-методические объединения и советы, обеспечивающие разработку основных образовательных программ по поручению центрального государственного органа исполнительной власти в сфере образования Кыргызской Республики;

- государственные органы исполнительной власти, обеспечивающие финансирование высшего профессионального образования;

- уполномоченные государственные органы исполнительной власти, обеспечивающие контроль за соблюдением законодательства в системе высшего профессионального образования, осуществляющие аттестацию, аккредитацию и контроль качества в сфере высшего профессионального образования.

2.3. Требования к уровню подготовленности абитуриентов.

2.3.1. Уровень образования абитуриента, претендующего на получение высшего профессионального образования с присвоением академической степени "бакалавр", - среднее общее образование или среднее профессиональное (или высшее профессиональное) образование.

2.3.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем общем образовании или среднем профессиональном (или высшем профессиональном) образовании.

 

 

3. Общая характеристика направления подготовки

 

3.1. В Кыргызской Республике по направлению подготовки 530500 Юриспруденция реализуются следующие уровни высшего образования:

- ООП ВПО по подготовке бакалавров;

- ООП ВПО по подготовке магистров.

Выпускникам вузов, полностью освоившим ООП ВПО по подготовке бакалавров и успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию в установленном порядке, выдается диплом о высшем образовании с присвоением академической степени "бакалавр".

Выпускникам вузов, полностью освоившим ООП ВПО по подготовке магистров и успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию в установленном порядке, выдается диплом о высшем образовании с присвоением академической степени "магистр".

3.2. Нормативный срок освоения ООП ВПО подготовки бакалавров по направлению 530500 Юриспруденция при очной форме обучения составляет 4 года.

Сроки освоения ООП ВПО подготовки бакалавров по очно-заочной (вечерней), заочной и дистанционной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения и использования дистанционных образовательных технологий, увеличиваются вузом на один год относительно установленного нормативного срока освоения при очной форме обучения.

Иные нормативные сроки освоения ООП ВПО подготовки бакалавров и магистров устанавливаются Правительством Кыргызской Республики.

3.3. Общая трудоемкость освоения ООП ВПО подготовки бакалавров равна не менее 240 зачетных единиц (кредитов).

Трудоемкость ООП ВПО по очной форме обучения за учебный год равна не менее 60 кредитов (зачетных единиц).

Трудоемкость одного учебного семестра равна 30 кредитам (зачетным единицам)  (при двухсеместровом построении учебного процесса).

Один кредит (зачетная единица) эквивалентен 30 часам учебной работы студента (включая его аудиторную, самостоятельную работу и все виды аттестации).

Трудоемкость ООП по очно-заочной (вечерней),  заочной и дистанционной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения и использования дистанционных образовательных технологий обучения за учебный год составляет не менее 48 зачетных единиц (кредитов).

3.4. Цели ООП ВПО по направлению подготовки 530500 Юриспруденция _ в области обучения и воспитания личности.

3.4.1. В области обучения целью ООП ВПО по направлению подготовки 530500 Юриспруденция является:

Подготовка в области основ гуманитарных, социальных, экономических, математических и естественнонаучных знаний, получение высшего профессионально профилированного (на уровне бакалавра) образования, позволяющего выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности, обладать универсальными и профессиональными компетенциями, способствующими его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда.

3.4.2. В области воспитания личности целью ООП ВПО по направлению подготовки 530500 Юриспруденция является:

формирование социально-личностных качеств студентов: целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, гражданственности, коммуникативности, толерантности, повышения общей культуры и т.д.

3.5. Область профессиональной деятельности выпускников.

Область профессиональной деятельности выпускников по направлению подготовки 530500 Юриспруденция включает: разработку и реализацию правовых норм; обеспечение законности и правопорядка; правовое обучение и воспитание.

Область профессиональной деятельности выпускника осуществляется в органах законодательной, исполнительной и судебной власти, в органах местного самоуправления, в организациях различных организационно-правовых форм: в судах общей юрисдикции,  нотариате, в адвокатуре, в органах внутренних дел, в органах прокуратуры, в органах, исполняющих наказание, в таможенных органах, в качестве юриста на предприятиях и организациях различных форм собственности, в банках и т.д.

3.6. Объекты профессиональной деятельности выпускников.

Объектами профессиональной деятельности выпускников по направлению подготовки 530500 Юриспруденция являются общественные отношения в сфере реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка

3.7. Виды профессиональной деятельности выпускников:

нормотворческая;

правоприменительная;

правоохранительная;

экспертно-консультационная;

педагогическая (преподавание правовых дисциплин в образовательных учреждениях, кроме высших учебных заведений).

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым, в основном, готовится выпускник, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой вузом совместно с заинтересованными работодателями.

3.8. Бакалавр по направлению подготовки 530500 Юриспруденция должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

нормотворческая деятельность:

участие в подготовке проектов нормативно-правовых актов;

правоприменительная деятельность:

обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;

составление юридических документов;

правоохранительная деятельность:

обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;

охрана общественного порядка;

предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений;

защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

экспертно- консультационная деятельность:

консультирование по вопросам права;

осуществление правовой экспертизы документов;

педагогическая деятельность:

преподавание правовых дисциплин;

осуществление правового воспитания.

 

 

4. Общие требования к условиям реализации ОПП

 

Общие требования к правам и обязанностям вуза при реализации ООП.

4.1.1. Вузы самостоятельно разрабатывают ООП по направлению подготовки. ООП разрабатывается на основе соответствующего ГОС по направлению подготовки Кыргызской Республики с учетом потребностей рынка труда.

Вузы обязаны ежегодно обновлять ООП с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы, придерживаясь рекомендаций по обеспечению гарантии качества образования в вузе, заключающихся:

- в разработке стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников;

- в мониторинге, периодическом рецензировании образовательных программ;

- в разработке объективных процедур оценки уровня знаний и умений студентов, компетенций выпускников на основе четких согласованных критериев;

- в обеспечении качества и компетентности преподавательского состава;

- в обеспечении достаточными ресурсами всех реализуемых образовательных программ, контроле эффективности их использования, в том числе путем опроса обучаемых;

- в регулярном проведении самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями;

- в информировании общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.

4.1.2. Оценка качества подготовки студентов и выпускников должна включать их текущую, промежуточную и итоговую государственную аттестацию. Для аттестации студентов и выпускников на соответствие их персональных достижений поэтапным или конечным требованиям соответствующей ООП создаются базы оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и др., позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Базы оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускных квалификационных работ определяются вузом с учетом Положения об итоговой государственной аттестации выпускников вузов.

4.1.3. При разработке ООП должны быть определены возможности вуза в формировании социально-личностных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду вуза, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.

Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие студентов в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

4.1.4. ООП вуза должна содержать дисциплины по выбору студента в объеме не менее одной трети вариативной части каждого ЦД. Порядок формирования дисциплин по выбору студента устанавливает ученый совет вуза.

4.1.5. Вуз обязан обеспечить студентам реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения.

4.1.6. Вуз обязан ознакомить студентов с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные студентами дисциплины становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.

4.2. Общие требования к правам и обязанностям студента при реализации ООП.

4.2.1. Студенты имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение учебных дисциплин по выбору студента, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины.

4.2.2. При формировании своей индивидуальной образовательной траектории студент имеет право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин и их влиянию на будущий профиль подготовки (специализацию).

4.2.3. Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах кредитов, отводимых на ее изучение.

Вуз вправе выделить на курсовую работу на 1-3 курсах по 1 кредиту (прибавляемых в индивидуальном плане студента к соответствующим дисциплинам). В таком случае оценка за курсовые работы выставляется по дифференцированной кредитной системе оценок и учитывается в среднем и в переводном баллах.

4.2.4. В целях достижения результатов при освоении ООП в части развития СЛК студенты обязаны участвовать в развитии студенческого самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

4.2.5. Студенты обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.

4.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 45 часов в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.

Объем аудиторных занятий в неделю при очной форме обучения определяется ГОС с учетом уровня ВПО и специфики направления подготовки в пределах 50% от общего объема, выделенного на изучение каждой учебной дисциплины.

При реализации компетентностного подхода должно быть предусмотрено широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги, проведение юридических консультаций населения в студенческих правовых консультациях (юридических клиниках)) с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны проводиться встречи с представителями государственных и общественных организаций, экспертами и специалистами в соответствующей области.

Удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивных формах, должен составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий.

4.4. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 16 часов в неделю.

4.5. При заочной и дистанционной формах  обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.

4.6. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

 

 

 

 

5. Требования к ООП подготовки бакалавров

 

5.1. Требования к результатам освоения ООП подготовки бакалавра.

Выпускник по направлению подготовки 530500 Юриспруденция с присвоением академической степени "бакалавр" в соответствии с целями ООП и задачами профессиональной деятельности, указанными в пп. 3.4 и 3.8 настоящего ГОС ВПО, должен обладать следующими компетенциями:

а) универсальными:

- общенаучными (ОК):

·         - владеет целостной системой научных знаний об окружающем мире, способен ориентироваться в ценностях жизни, культуры (ОК-1);

·         способен использовать базовые положения математических /естественных/ гуманитарных/ экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-2);

·         способен к приобретению новых знаний с большой степенью самостоятельности с использованием современных образовательных и информационных технологий (ОК-3);

·         способен понимать и применять традиционные и инновационные идеи, находить подходы к их реализации и участвовать в работе над проектами, используя базовые методы исследовательской деятельности (ОК-4);

·         способен анализировать и оценивать социально-экономические и культурные последствия  новых явлений в науке, технике и технологии, профессиональной сфере (ОК-5);

·         способен на научной основе оценивать свой труд, оценивать с большой степенью самостоятельности результаты своей деятельности (ОК-6).

- инструментальными (ИК):

·           способен к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выборе путей ее достижения (ИК-1);

·           способен логически верно, аргументировано и ясно строить свою устную и письменную речь на государственном и официальном языках (ИК-2);

·           владеет одним из иностранных языков на уровне социального общения (ИК-3);

·           способен осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации (ИК-4);

·           владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации, навыками работы с компьютером, как средством управления информацией, в том числе в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах (ИК-5);

·           способен участвовать в разработке организационных решений (ИК-6).

- социально-личностными и общекультурными (СЛК)

·           способен к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, проявляет уважение к людям, толерантность к другой культуре, готовность к поддержанию партнерских отношений (СЛК-1);

·           умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (СЛК-2);

·           способен и готов к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества, способен занимать активную гражданскую позицию (СЛК-3);

·           способен использовать полученные знания, необходимые для здорового образа жизни, охраны природы и рационального использования ресурсов (СЛК-4);

·           способен работать в коллективе, в том числе над междисциплинарными проектами (СЛК-5).

 

 

б) профессиональными (ПК):

в нормотворческой деятельности:

- способен участвовать в разработке проектов нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

- в правоприменительной деятельности:

- способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

- способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

- способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

- способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);                      - способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

- владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

в правоохранительной деятельности:

- готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

- способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

- способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);

- способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);

- способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);

- способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);

в экспертно-консультационной деятельности:

- готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК- 14);

- способен толковать различные правовые акты (ПК-15);

- способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);

в педагогической деятельности:

- способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне в средних, среднепрофессиональных учебных заведениях (ПК-17);

- способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);

- способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).

 

 

5.2. Требования к структуре ООП подготовки бакалавров.

 

ООП подготовки бакалавров предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица):

Б.1 - гуманитарный, социальный и экономический цикл;

Б.2 - математический и естественнонаучный цикл;

Б.3 - профессиональный цикл

и разделов:

Б.4 - физическая культура;

Б.5 – учебная и производственная практики

Б.6 – итоговая государственная аттестация

Каждый цикл дисциплин имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения или углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых дисциплин, позволяет студенту продолжить образование на следующем уровне ВПО для получения академической степени "магистр" в соответствии с полученным профилем, получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности. Вариативная (профильная) часть состоит из двух частей: вузовского компонента и дисциплины по выбору студентов.

 

Таблица - Структура ООП ВПО подготовки бакалавров

 

Код ЦД

ООП

Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения   

Трудоемкость Кредиты (Зачетные  единицы) (часы)

 

Перечень дисциплин для разработки примерных программ, учебников и учебных пособий

Коды формируемых компетенций

Б.1

Гуманитарный, социальный и экономический цикл

28-36 (840-1080) (*)

 

 

 

Базовая часть

В результате изучения базовой части цикла студент должен:

 

В области философии, отечественной истории:

·   иметь представление о своеобразии философии, ее месте в культуре, научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека;

·   понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и современных противоречий существования человека в ней;

·   знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры; понимать роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;

·   иметь представление о многообразии форм человеческого знания, соотношение истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, о духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни;

·   понимать роль науки в развитии цивилизации, во взаимодействии науки и техники и иметь представление о связанных с ними современных социальных и этических проблемах, понимать ценность научной рациональности и ее исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию;

·   иметь представление об истории как науке, ее месте в системе гуманитарного знания, владеть основами исторического мышления;

·   иметь представление об источниках исторического знания и приемах работы с ними;

·   иметь научное представление об основных этапах в истории человечества и их хронологии;

·   уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;

В области кыргызского (русского) языка и иностранного языка:

·   иметь представление об основных способах сочетаемости лексических единиц и основных словообразовательных моделях;

·   владеть навыками и умениями речевой деятельности применительно к сфере бытовой и профессиональной коммуникации, основами публичной речи;

·   владеть формами деловой переписки, иметь представление о форме договоров, контрактов, патента;

·   владеть навыками подготовки текстовых документов в управленческой деятельности;

·   освоить нормы официально-деловой письменной речи;

·   изучить характерные способы и приемы отбора языкового материала в соответствии с различными видами речевого общения;

·   уметь отредактировать текст, ориентированный на ту или иную форму речевого общения; владеть навыками самостоятельного порождения стилистически мотивированного текста, способами установления лингвистических связей между языками;

·   уметь работать с оригинальной литературой по специальности;

·   иметь навык работы со словарем (читать транскрипцию, различать прямое и переносное значение слов, находить перевод фразеологических единиц);

·   владеть основной иноязычной терминологией специальности;

·   владеть основами реферирования и аннотирования литературы по специальности;

 

18-26 (540-780)

(*)

 

 

 

 

 

Кыргызский (русский) язык

Иностранный язык

Отечественная история

Философия

Манасоведение

 

 

 

 

ОК-1 -

ОК-6

ИК-1 -

ИК-6

СЛК-1 -

СЛК-5

ПК-7

ПК-19

 

Вариативная часть

(знания, умения, навыки определяются ООП вуза

10-18 (300-540)

 

 

Б.2

Математический и естественнонаучный цикл (**)

14 (420) (*)

 

 

 

Базовая часть

В результате изучения базовой части цикла студент должен:

иметь представления:

о месте и роли математики в современном мире, мировой культуре и истории;

о роли математики и информатики в гуманитарных исследованиях;

о математическом мышлении, индукции и дедукции в математике, принципах математических рассуждений и математических доказательств;

о математических структурах;

о математическом моделировании;

об основных математических методах;

основы математического анализа;

основы алгебры, геометрии и дискретной математики;

основы теории дифференциальных уравнений и численных методов;

основы теории вероятности и математической статистики;

о математической логике и ее приложениях в информатике;

об информации, методах ее хранения, обработки и передачи;

о стандартном программном обеспечении профессиональной деятельности;

о правовом регулировании отношений в сфере защиты информации и государственной тайны в Кыргызской Республике;

понятие информации, способы ее хранения и обработки;

структуру, принципы работы и основные возможности ЭВМ;

об основных этапах развития естествознания, особенностях современного естествознания, ньютоновской и эволюционной парадигмах;

о концепции пространства и времени;

о принципах симметрии и законах сохранения;

о понятии состоянии в естествознании;

о концептуальной и континуальной традициях в описании природы;

о динамических и статистических закономерностях в естествознании;

о соотношении  порядка и беспорядка в природе, упорядоченности строения физических объектов, переходах из упорядоченных в неупорядоченные состояния и наоборот;

о самоорганизации в живой и неживой природе;

об  иерархии структурных элементов материи от микро- до макро- и мегамира;

о взаимосвязях между физическими, химическими и биологическими процессами;

о специфики живого, принципах эволюции, воспроизводства и развитии живых систем и их целостности в гомеостазе;

об иерархичности, уровнях организации и функциональной асимметрии живых систем;

о биологическом многообразии, его роли в сохранении устойчивости биосферы и принципах систематики;

о физиологических основах психологии, социального поведения, экологии и здоровья человека;

о взаимодействии организма и среды, сообществах организмов, экосистемах, принципах охраны природы и рационального природопользования;

о месте человека в эволюции   Земли, о ноосфере и парадигме единой культуры.

Знать:

Основные понятия и методы математики; математические методы, используемые в судебно-экспертных исследованиях; математические доказательства; основные идеи математического анализа; элементы теории вероятностей; основные понятия математической статистики;

Понятия информатики: данные, информация, знания, информационные процессы, информационные системы и информационные технологии; основные принципы и правила хранения, поиска, обработки, передачи компьютерной информации;

основные закономерности создания и функционирования информационных процессов в правовой сфере; методы и средства поиска, систематизации и обработки правовой информации; основные методы и способы защиты информации;

предмет КСЕ, основные естественнонаучные принципы, законы, категории,а также их содержание и взаимосвязи; роль КСЕ в формировании материалистического, практического и экологического мировоззрения, ориентаций в профессиональной деятельности; естественнонаучные методы познания и исследования в юридической деятельности;

о современных экологических проблемах, экологии человека, об охране окружающей среды и ответственности граждан за экологические нарушения; научные данные о биотической регуляции окружающей среды и о пределах устойчивости биосферы и в результате  изучения курса у студента формируется понимание основных принципов мониторинга (наблюдения)  за состоянием динамики окружающей среды,

уметь:

 использовать методы математического моделирования в юридической деятельности; выбирать методы моделирования систем; использовать современные информационно- коммуникационные технологии в юридической деятельности;  применять современные информационные технологии для поиска и обработки правовой информации, оформления юридических документов и проведения статистического анализа информации;

Ориентироваться в системе естественнонаучного знания как целостного представления о живой и неживой природе; понимать характерные особенности современного естествознания, этапы развития естественнонаучных занаий; использовать естественнонаучные методы познания и исследования в юридической деятельности;

использовать понятийно-методологические подходы для освоения и изучения актуальных вопросов экологии.

владеть:

основными методами математической обработки информации; методами математической логики; навыками работы с программными средствами общего и профессионального назначения;  навыками сбора и обработки информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности; навыками работы с офисными приложениями и поиска информации в глобальной информационной сети Интернет;

естественнонаучной терминологией; навыками применения есественнонаучных методов исследования при расследовательской работе;

навыками успешного решения задач, стоящих перед обществом в области охраны биосферы, где большое значение имеют экологическое воспитание и образование людей, начиная с детского возраста.

 

10 (300) (*)

 

 

 

Математика и информатика

Концепции современного естествознания

Экология

 

 

ОК-1 -

ОК-6

ИК-1-

ИК-6

СЛК-1 -

СЛК-5

 

 

 

Вариативная часть

(знания, умения, навыки определяются ООП вуза)

4 (120)

 

 

Б.3

Профессиональный цикл

168 -176 (5040- 5280) (*)

 

 

 

Базовая (общепрофессиональная) часть

В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать:

природу и сущность государства и права; основные закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, исторические типы и формы государства и права, их сущность и функции; механизм государства, систему права, механизм и средства правового регулирования, реализации права; особенности государственного и правового развития КР; роль государства и права в политической системе общества, в общественной жизни;

основные исторические этапы, закономерности и особенности становления и развития государства и права Кыргызской Республики, а также государства и права зарубежных стран;

особенности конституционного строя, правового положения граждан, форм государственного устройства, организации и функционирования системы органов государства и местного самоуправления в Кыргызской Республике;

основные положения отраслевых юридических и специальных наук, сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений в различных отраслях материального и процессуального права: административного права, гражданского права, гражданского процесса, арбитражного процесса, трудового права, уголовного права, уголовного процесса, экологического права, земельного права, финансового права, налогового права, предпринимательского права, права социального обеспечения, международного права, международного частного права;

технико-криминалистические средства и методы, тактику производства следственных действий; формы и методы организации раскрытия и расследования преступлений; методики раскрытия и расследования преступлений отдельных видов и групп;

уметь:

оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов; давать квалифицированные юридические заключения и консультации; правильно составлять и оформлять юридические документы;

применять технико- криминалистические средства и методы; правильно ставить вопросы, подлежащие разрешению, при назначении судебных экспертиз и предварительных исследований; анализировать и правильно оценивать содержание заключений эксперта (специалиста); использовать тактические приемы при производстве следственных действий и тактических операций;

выявлять обстоятельства, способствующие совершению преступлений; планировать и осуществлять деятельность по предупреждению и профилактике правонарушений;

выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения;

владеть:

юридической терминологией; навыками работы с правовыми актами;

навыками: анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; анализа правоприменительной и правоохранительной практики; разрешения правовых проблем и коллизий; реализации норм материального и процессуального права; принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина;

навыками применения технико-криминалистических средств и методов обнаружения, фиксации и изъятия следов и вещественных доказательств; методикой квалификации и разграничения различных видов правонарушений

123 (3690)

(*)

 

 

 

Теория государства и права

История отечественного государства и права

История государства и права зарубежных стран

Конституционное право

Административное право

Гражданское право

Гражданский процесс

Трудовое право

Уголовное право

Уголовный процесс

Экологическое право

Земельное право

Финансовое право

Налоговое право

Предпринимательское право

Международное право

Международное частное право

Криминалистика

Прокурорский надзор

Информационное право

Адвокатура

Профессиональная этика юриста

Криминология

 

 

 

ОК-1 -

ОК-6

ИК-1-

ИК-6

СЛК-1

СЛК-5

ПК-1-

ПК-19

 

Вариативная часть

(знания, умения, навыки определяются ООП вуза

45-53 (1350-1590)

 

 

Б.4

Физическая культура

400 часов

 

СЛК-2

СЛК-4

Б.5

Практика и (или) научно-исследовательская работа

Практические умения и навыки определяются ООП вуза

(*)

 

ОК-1 -

ОК-6

ИК-1-

ИК-6

СЛК-1-СЛК-5

ПК-1-

ПК-19

1). без подготовки и защиты выпускной квалификационной работы

14 (420)

2). с подготовкой и защитой выпускной квалификационной работы

10 (300)

Б.6

Итоговая государственная аттестация

(***)

 

ОК-1 -

ОК-6

ИК-1-

ИК-6

СЛК-1-СЛК-5

ПК-1-

ПК-19

1). без подготовки и защиты выпускной квалификационной работы

8 (240)

2). с подготовкой и защитой выпускной квалификационной работы

12 (360)

 

 

Общая трудоемкость 240 кредитов

(7200)

 

 

 

(*) 1. Трудоемкость отдельных дисциплин, входящих в ЦД ООП, задается в интервале до 10 кредитов(зачетных единиц) в год.

       2. Суммарная трудоемкость базовых составляющих ЦД ООП Б.1, Б.2 и Б.3 должна составлять не менее 50% от общей трудоемкости указанных ЦД ООП.

(**) Наименование ЦД Б.2 определяется с учетом особенности образовательной области, в которую входит направление подготовки.

(***)Итоговая государственная аттестация включает не менее двух экзаменов цикла Б.3. Государственные аттестационные испытания и защита бакалаврской выпускной квалификационной работы вводятся по усмотрению вуза. 

 

 

 

5.3. Требования к условиям реализации ООП подготовки бакалавров.

 

5.3.1. Кадровое обеспечение учебного процесса.

Реализация ООП подготовки бакалавров, должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.

Доля преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, академическую степень магистра в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должна быть не менее 30 процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и (или) ученое звание профессора должны иметь не менее 5 процентов преподавателей.

Преподаватели профессионального цикла должны иметь высшее профессиональное образование (специалист, магистр) соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу  привлекаются как правило преподаватели из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений.

До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 5 последних лет.

Доля преподавателей, из числа внешних совместителей, привлекаемых к учебному процессу по дисциплинам профессионального цикла, должна быть не более 40 процентов.

В структуре вуза должно быть не менее четырех кафедр юридического профиля.

5.3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса.

Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.

Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Методологическое сопровождение должно последовательно  усиливать акцент на самостоятельную работу студентов.

 Самостоятельная работа выполняется студентами в рамках академической дисциплины под руководством преподавателя как в аудиторное, так и внеаудиторное время. Самостоятельная работа студентов направлена на формирование умений и навыков практического решения задач, на развитие логического мышления, творческой активности, исследовательского подхода в освоении учебного материала, развития познавательных способностей.

 Организация СРС осуществляется в соответствии с основными нормативными документами вуза, в том числе с учебными планами, рабочими программами, материалами для самостоятельного изучения разделов курса.

Самостоятельная работа подразделяется на два вида – на самостоятельную работу студента под руководством преподавателя (СРСП) и на самостоятельную работу студента (СРС).

Материалы СРСП разрабатываются ведущими специалистами кафедры и включают в себя основные документы, в том числе:

- инструкции, направляющие студента в процессе самостоятельной работы;

 - графики СРСП, рассчитанные на весь период изучения дисциплины;

 - задания, соответствующие основным разделам типовой и рабочей программ;

 - тематику рефератов, докладов и творческих работ;

 - тематику курсовых и дипломных работ;

 - списки основной и дополнительной литературы;

 - виды консультативной помощи;

 - виды и формы контроля;

 - критерии оценки знаний студента, рекомендуемый объем работы, ориентировочные сроки ее представления и др.

 Самостоятельная работа студентов организуется по каждой дисциплине учебного плана с учетом основных разделов типовой и рабочей программ, проводится в аудиторное и внеаудиторное время и включает в себя процесс подготовки студентов к практическим и лабораторным занятиям, зачетам и экзаменам.

 Контроль самостоятельной работы студентов может быть в письменной, устной или иной формах, направленных на достижение конечного результата.

 

Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован в соответствии с нормативными требованиями.

Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Кыргызской Республики об интеллектуальной собственности и международных договоров Кыргызской Республики  в области интеллектуальной собственности. Обучающимся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

Практика организуется и проводится с целью приобретения и совершенствования практических навыков в выполнении обязанностей по профессиональному предназначению, углубления и закрепления полученных знаний, умений и навыков.

 Практика является одним из видов занятий, предусмотренных учебными планами. Длительность практики при подготовке бакалавров не менее 10 недель, в том числе: учебно-ознакомительная – 2 недели, производственная – 8 недель.

 

 

 Руководство практикой студентов осуществляется профессорами, доцентами и преподавателями вузов, они:

 - до начала практики организуют необходимую подготовку студентов-практикантов;

 - проводят консультации со студентами в соответствии с учебным планом и программой;

 - осуществляют контроль за обеспечением предприятием, учреждением, организацией нормальных условий труда и быта студентов, за проведением с ними обязательных инструктажей по охране труда и технике безопасности, выполнением практикантами правил внутреннего трудового распорядка;

 - рассматривают отчеты обучающихся по практике, дают отзывы об их работе и представляют заведующему кафедрой письменный отчет о проведении практики вместе с замечаниями и предложениями по совершенствованию практической подготовки студентов;

 - принимают участие в работе комиссии по приему зачетов по практике и в подготовке научных студенческих конференций по итогам производственной практики.

 Основными местами организации и проведения практики студентов являются государственные органы, суды, органы прокуратуры и иные правоохранительные органы, частные юридические фирмы, адвокатские и нотариальные конторы, юридические службы предприятий, компаний, банков, организаций, учреждений и т.д.

 

5.3.3. Материально-техническое обеспечение учебного процесса.

Вуз, реализующий ООП подготовки бакалавров, должен располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных учебным планом вуза, соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Минимально необходимый для реализации ООП бакалавриата перечень материально-технического обеспечения включает в себя:

а)           учебный зал судебных заседаний;

б)           юридическую клинику для проведения юридических консультаций населения в студенческих правовых консультациях;

в)           специализированную аудиторию, оборудованную для проведения занятий по криминалистике;

г)           собственную библиотеку с техническими возможностями перевода основных библиотечных фондов в электронную форму и необходимыми условиями их хранения и пользования.

 

5.3.4. Оценка качества подготовки выпускников.

Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:

разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;

мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;

разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;

обеспечения компетентности преподавательского состава;

регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;

информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.

Оценка качества освоения основных образовательных программ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.

Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.

Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и иные формы и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.

Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины, и другие.

Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.

Итоговая государственная аттестация бакалавра включает не менее двух государственных экзаменов.

По решению ученого совета вуза дополнительно может быть включена защита выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы).

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы), а также требования к государственному экзамену определяются высшим учебным заведением.

Выпускная квалификационная работа бакалавра должна носить практическую направленность в соответствии с выбранным профилем подготовки юриста.