МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

 

 

Утвержден

Приказом Министерства образования и

науки Кыргызской Республики

от «___» _____________2015г., № ____

 

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ  СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

550000  ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ  НАПРАВЛЕНИЕ

550700  ПЕДАГОГИКА

 

АКАДЕМИЧЕСКАЯ  СТЕПЕНЬ: БАКАЛАВР

 

 

 

 

 

 

                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бишкек 2015


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящий Государственный образовательный стандарт по направлению 550700 Педагогика высшего профессионального образования разработан Министерством образования и науки Кыргызской Республики в соответствии с Законом «Об образовании" и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики в области образования и утвержден в порядке, определенном Правительством Кыргызской Республики.

Выполнение настоящего Государственного образовательного стандарта является обязательным для всех вузов, реализующих профессиональные образовательные программы по подготовке бакалавров, независимо от их организационно-правовых форм.

1.2. Термины, определения, обозначения, сокращения.

1.2.1. В настоящем Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования используются термины и определения в соответствии с Законом Кыргызской Республики «Об образовании», а также с международными документами в сфере высшего профессионального образования, принятыми Кыргызской Республикой, в установленном порядке:

            основная образовательная программа – совокупность учебно-методической документации, регламентирующей цели, ожидаемые результаты, содержание и реализацию образовательного процесса по соответствующему направлению подготовки;

направление подготовки – совокупность образовательных программ для подготовки кадров с высшим профессиональным образованием (бакалавров, магистров, специалистов) различных профилей, интегрируемых на основании общности фундаментальной подготовки;

модуль – часть образовательной программы или часть учебной дисциплины, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания;

компетенция - заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика (обучаемого), необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере;

компетентность - интегрированная способность человека самостоятельно применять различные элементы знаний и умений в определенной ситуации (учебной, личностной и профессиональной);

бакалавр - академическая степень первого уровня высшего профессионального образования, дающая право для поступления в магистратуру и осуществлять профессиональную деятельность, а также занимать государственные и муниципальные должности;

            Европейская система перевода и накопления кредитов – система, основанная на учебной нагрузке студента, необходимой для достижения заданных результатов обучения. В соответствии с ECTS, 60 кредитов соответствуют полной учебной нагрузке студента в течение одного учебного года;

кредит (зачетная единица) – численное значение, соответствующее единицам дисциплины для характеристики нагрузки студента, необходимой для ее завершения и отражающей объем необходимой работы над каждым курсом относительно к общему объему работы для завершения полного годового академического обучения в вузе. Кредит ECTS может быть получен только после выполнения необходимой работы и получения соответствующей оценки достигнутых результатов обучения;

профиль – направленность основной образовательной программы на конкретный вид и (или) объект профессиональной деятельности;

результат обучения – компетенции, приобретенные в результате обучения по основной образовательной программе / модулю.

вид профессиональной  деятельности – методы, способы, приемы, характер воздействия на объект профессиональной деятельности с целью его изменения, преобразования;

объект профессиональной  деятельности – системы, предметы, явления, процессы, на которые направлено  воздействие;

область профессиональной деятельности – совокупность объектов профессиональной деятельности в их научном, социальном, экономическом, производственном проявлении;

цикл дисциплин – совокупность модулей (дисциплин) основной образовательной программы, обеспечивающих усвоение знаний, умений и формирование компетенций  в соответствующей сфере научной и (или) профессиональной деятельности.

1.2.2. В настоящем Государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:

ГОС – Государственный образовательный стандарт;

ВПО – высшее профессиональное образование;

ООП – основная образовательная программа;

УМО – учебно-методические объединения;

ЦД ООП – цикл дисциплин основной образовательной программы;

ECTS – Европейская система перевода и накопления кредитов;

ОК – общие компетенции (инструментальные, системные, межличностные);

ИК - инструментальные компетенции;

ПК - профессиональные компетенции;

СЛК - социально-личностные и общекультурные компетенции.

 

2. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

2.1. Настоящий Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (далее - ГОС ВПО) представляет собой совокупность норм, правил и требований, обязательных при реализации ООП по направлению подготовки бакалавров 550700 Педагогика и является основанием для разработки учебной и организационно-методической документации, оценки качества освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования всеми образовательными организациями высшего профессионального образования (далее - вузы) независимо от их организационно-правовых форм, имеющих лицензию или государственную аккредитацию (аттестацию) на территории Кыргызской Республики.

2.2. Основными пользователями настоящего ГОС ВПО по направлению подготовки 550700 Педагогика являются:

- администрация и научно-педагогический (профессорско-преподавательский состав, научные сотрудники) состав вузов, ответственные в своих вузах за разработку, эффективную реализацию и обновление основных профессиональных образовательных программ с учетом достижений науки, техники и социальной сферы по данному направлению и уровню подготовки;

- студенты, ответственные за эффективную реализацию своей учебной деятельности по освоению основной образовательной программы вуза по данному направлению подготовки;

- объединения специалистов и работодателей в соответствующей сфере профессиональной деятельности;

- учебно-методические объединения и советы, обеспечивающие разработку основных образовательных программ по поручению уполномоченного государственного органа в области образования;

- государственные органы исполнительной власти, обеспечивающие финансирование высшего профессионального образования;

- уполномоченные государственные органы исполнительной власти, обеспечивающие контроль за соблюдением законодательства в системе высшего профессионального образования, осуществляющие аттестацию, аккредитацию и контроль качества в сфере высшего профессионального образования.

2.3. Требования к уровню подготовленности абитуриентов

2.3.1. Уровень образования абитуриента, претендующего на получение высшего профессионального образования с присвоением академической степени "бакалавр", - среднее общее образование или среднее профессиональное (или высшее профессиональное) образование.

2.3.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем общем образовании или среднем профессиональном (или высшем профессиональном) образовании.

 

3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

3.1. В Кыргызской Республике по направлению подготовки 550700 Педагогика реализуются следующие:

- ООП ВПО по подготовке бакалавров;

- ООП ВПО по подготовке магистров.

Выпускникам вузов, полностью освоившим ООП ВПО по подготовке бакалавров и успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию в установленном порядке, выдается диплом о высшем образовании с присвоением академической степени "бакалавр".

Выпускникам вузов, полностью освоившим ООП ВПО по подготовке магистров и успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию в установленном порядке, выдается диплом о высшем образовании с присвоением академической степени "магистр".

3.2. Нормативный срок освоения ООП ВПО подготовки бакалавров по направлению 550700 Педагогика на базе среднего общего или среднего профессионального образования при очной форме обучения составляет  4 года.

Сроки освоения ООП ВПО подготовки бакалавров по очной (вечерней), также в случае сочетания различных форм обучения и использования дистанционных образовательных технологий, увеличиваются вузом на один год относительно установленного нормативного срока освоения при очной форме обучения.

Иные нормативные сроки освоения ООП ВПО подготовки бакалавров и магистров устанавливаются Правительством Кыргызской Республики.

3.3. Общая трудоемкость освоения ООП ВПО подготовки бакалавров равна 240 кредитам (зачетным единицам).

Трудоемкость ООП ВПО по очной форме обучения за учебный год равна  60 кредитам. Трудоемкость одного учебного семестра равна 30 кредитам.

Один кредит (зачетная единица) равен 30 часам учебной работы студента (включая его аудиторную, самостоятельную работу и все виды аттестации).Один час учебной работы равен 50 минутам.

Трудоемкость ООП ВПО при сочетании различных форм обучения и использования дистанционных образовательных технологий обучения за учебный год составляет не менее 48 кредитов (зачетных единиц).

3.4. Цели ООП ВПО по направлению подготовки 550700 Педагогика в области обучения и воспитания личности.

3.4.1. В области обучения целью ООП ВПО по направлению подготовки 550700 Педагогика является:

- подготовка педагога, способного решать профессиональные задачи непрерывного компетентностно-ориентированного образования в условиях быстро меняющегося мира.

3.4.2. В области воспитания личности целью ООП ВПО по направлению 550700 Педагогика является развитие социально-личностных качеств студентов: целеустремленности, организованности, ответственности, гражданственности, коммуникативности, толерантности и т.д., повышение общей культуры, стремления к самореализации и самосовершенствованию в профессии в рамкахнепрерывного образования и самообразования.

3.5. Область профессиональной деятельности выпускников

Область профессиональной деятельности выпускников по направлению подготовки 550700 Педагогика включает: образование, социальную и научную сферы.

3.6. Объекты профессиональной деятельности выпускников

Объектами профессиональной деятельности выпускников по направлению подготовки 550700 Педагогика являются: образовательный процесс, образовательная среда, деятельность обучающихся, собственная педагогическая деятельность.

3.7. Виды профессиональной деятельности выпускников: педагогическая, организационно-управленческая  и профессиональное развитие.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым, в основном, готовится выпускник,должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой вузом совместно с заинтересованными работодателями.

3.8. Задачи профессиональной деятельности выпускников

В области педагогической деятельности:

§  Использование систем научных знаний об окружающем мире для развития мировоззрения и восприятия различных взглядов, культурного разнообразия, знание и понимание концепции устойчивого развития;

§  Планирование и реализация образовательного процесса в соответствии с потребностями, достижениями учащихся по современным, научно обоснованным технологиям обучения;

§  Использование различных инструментов и критерии оценивания достижений учащихся (реферативных сообщений, докладов, тезисов, эссе, портфолио,  кейс-стади и т.д.);

§  Осуществление прикладной научно-исследовательской деятельности для решения ситуативно обусловленных проблем (под руководством);

§  Самостоятельный выбор образовательной программы, подбор и разработка дидактического материала к ней и использование в учебном процессе на основе педагогической рефлексии.

§  Формирование у обучающихся ценностных ориентаций, необходимых для  жизни в демократическом обществе: гражданских и патриотических убеждений, толерантности,  культурного многообразия, социальных прав, принятие инклюзии.

§  Планирование, мониторинг и оценка деятельности обучающихся;

§  Деятельность в поликультурной среде и реализация принципов поликультурного обучения и воспитания.

§  Создание условий для социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовка их к сознательному выбору профессии.

§  Создание безопасной (психологической, социальной и физической) образовательной среды для обучения,  формирование у обучающихся разного возраста навыков здорового образа жизни, охраны природы, сохранения энергии, рационального природопользования и адаптации к изменению климата.

§  Планирование учебных занятий по предмету (предметам) с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;

§  Формирование у учащихся способности к рефлексии, самооценке и саморазвитию;

§  Использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования с применением информационных технологий.

 

В области организационно-управленческой деятельности:

·         Использование нормативно-правовых знаний и следование этическим принципам при осуществлении профессиональной деятельности.

·         Способность учитывать принципы устойчивого развития  при осуществлении профессиональной деятельности, создание условий по охране здоровья и безопасности жизни обучающихся в образовательном  процессе.

·         Организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности.

·         Организация позитивных и конструктивных межличностных отношений всех субъектов педагогического процесса.

 

В области профессионального развития:

·         Проведение профессиональной рефлексии деятельности.

·         Постановка задач по собственному развитию на основе проведенной  профессиональной рефлексии.

·         Осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшей образовательной траектории и профессиональной карьеры.

 

4. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОПП

4.1. Общие требования к правам и обязанностям вуза при реализации ООП

4.1.1. Вузы самостоятельно разрабатывают ООП по направлению подготовки. ООП разрабатывается на основе соответствующего ГОС по направлению подготовки Кыргызской Республики с учетом потребностей рынка труда.

Вузы обязаны ежегодно обновлять ООП с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы, придерживаясь рекомендаций по обеспечению гарантии качества образования в вузе, заключающихся:

·         в разработке стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников;

·         в мониторинге, периодическом пересмотре образовательных программ;

·         в разработке объективных процедур оценки уровня знаний, умений и компетенций студентов и выпускников на основе четких согласованных критериев;

·         обеспечении качества и компетентности преподавательского состава;

·         в обеспечении достаточными ресурсами всех реализуемых образовательных программ, контроле эффективности их использования, в том числе – путем опроса обучаемых;

·         в регулярном проведении самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными организациями;

·         в информировании общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.

 

4.1.2. Оценка качества подготовки студентов и выпускников должна включать их текущую, промежуточную и итоговую государственную аттестацию. Для аттестации студентов и выпускников на соответствие их персональных достижений поэтапным или конечным требованиям соответствующей ООП создаются базы оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и др., позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Базы оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускных квалификационных работ определяются вузом с учетом Положения об итоговой государственной аттестации выпускников вузов.

4.1.3. При разработке ООП должны быть определены возможности вуза в формировании социально-личностных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду вуза, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.

Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие студентов в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

4.1.4. ООП вуза должна содержать дисциплины по выбору студента в объеме не менее одной трети вариативной части каждого ЦД. Порядок формирования дисциплин по выбору студента устанавливает ученый совет вуза.

4.1.5. Вуз обязан обеспечить студентам реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения.

4.1.6. Вуз обязан ознакомить студентов с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные студентами дисциплины становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.

4.2. Общие требования к правам и обязанностям студента при реализации ООП

4.2.1. Студенты имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение учебных дисциплин по выбору студента, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины.

4.2.2. При формировании своей индивидуальной образовательной траектории студент имеет право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин и их влиянию на будущий профиль подготовки (специализацию).

4.2.3. В целях достижения результатов при освоении ООП в части развития СЛК студенты обязаны участвовать в развитии студенческого самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

4.2.4. Студенты обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.

4.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается в объеме  45 часов в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.

Объем аудиторных занятий в неделю при очной форме обучения определяется ГОС с учетом уровня ВПО и специфики направления подготовки в пределах 50% от общего объема, выделенного на изучение каждой учебной дисциплины.

4.4. При очной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 16 часов в неделю.

4.5. При дистанционной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.

4.6. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

4.7. Раздел основной образовательной  программы  бакалавриата «Практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

Адаптационно-педагогическая практика проводится со второго курса и  называется «Школьный день» («День в детском саду») обязательно включается в график учебного процесса и учитывается при  составлении расписаний занятий.

Основная  задача студентов второго курса во время «Школьного дня» («Дня в   детском саду») получить общее знакомство с учебно-воспитательным процессом, организацией внешкольной и внеклассной воспитательной  работы, получить первоначальные практические навыки по ведению воспитательной работы в дошкольных и начальных образовательных организациях.

Студенты во время «Школьного дня» («Дня в   детском саду») знакомятся с учебной и воспитательной  работой, спецификой образовательнойдеятельности в школе и в детском саду, участвуют в подготовке сборов, рейдов, праздников, линеек, бесед, информаций, проводит дополнительные и индивидуальные занятия с учащимися, оказывают другое содействие воспитателю, учителю-предметнику и классному руководителю.

По результатам «Школьного дня» («Дня в   детском саду») практиканты пишут  проекты, сдают письменные отчеты в конце каждого года.

На третьем и четвертом курсе  во время «Школьного дня» («Дня в   детском саду»)  студенты осваивают методику постановки учебной и воспитательной работы в группах, классах, знакомятся содержанием и методами работы  общественных организаций, работой предметного кабинета, кружка, учатся проводить предметный вечер, учебные, воспитательные и внеклассные занятия, приобретают необходимые умения при изучении  личности отдельных  учащихся и классных коллективов.

По результатам «Школьного дня» («Дня в   детском саду») практиканты пишут  курсовые проекты. Профессионально-базовая практика продолжительностью четыре недели проводится в шестом семестре в дошкольных образовательных организациях в качестве помощника воспитателя, в начальных классах в качестве помощника учителя.

Профессионально-базовая практика предполагает отчет студента об итогах практики и отзыв руководителя практики. По результатам выставляется дифференцированная оценка.

Профессионально-профильная педагогическая  практика проводится  в качестве воспитателя ДОО, учителя начальных классов. Содержание профессионально-профильной педагогической  практики должна соответствовать профилям подготовки. По результатам практики  выставляется дифференцированная оценка.

Разделом педагогической практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. В случае ее наличия при  разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное  заведение должно предоставить возможность  выбора обучающимся:

·           Изучать научно-педагогическую литературу и другую специальную информацию, достижения отечественной и зарубежной  науки и образования в соответствующей области знаний;

·           Участвовать в проведении научных исследований или выполнении проектных разработок;

·           Осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-педагогической информации по теме (заданию);

·           Составлять отчеты (разделы отчета) по  теме или ее разделу (этапу, заданию);

·         Выступать с докладами на  конференциях;

Одной из форм педагогической практики является летняя педагогическая практика  в лагерях и на базах отдыха для детей дошкольного и  школьного  возрастов.

Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и  задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду  практики.

 

5. ТРЕБОВАНИЯ К ООП ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ

5.1. Требования к результатам освоения ООП подготовки бакалавра

Выпускник по направлению подготовки 550700 Педагогика с присвоением академической степени "бакалавр" в соответствии с целями ООП и задачами профессиональной деятельности, указанными в пп. 3.4 и 3.8 настоящего ГОС ВПО, должен обладать следующими компетенциями:

а) универсальными:

      - общенаучными (ОК):

§    владеет  целостной системой научных знаний об окружающем мире, понимает современные концепции и картины мира, систему   мировоззрений, место и роль человека в природе и социуме, способен ориентироваться в ценностях жизни, культуры (ОК-1);

§    способен планировать и реализовать образовательный процесс в соответствии  с потребностями, достижениями учащихся по современным, научно-обоснованным технологиям обучения (под руководством)  (ОК-2);

§    способен прогнозировать результаты образования, проводить мониторинг и оценивание учебных достижений с использованием базовых положений математических/ естественных/ социально- гуманитарных наук (ОК-3);

§    способен /под руководством/ разрабатывать и корректировать  план исследования, анализировать и интерпретировать собранные данные, готов к осуществлению прикладной научно-исследовательской деятельности  (ОК-4);

§    способен к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выборе путей её достижения  (ОК-5);

§    готов к постоянному развитию и образованию (ОК-6);

 

- инструментальными (ИК):

§    владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации, навыками работы с компьютером (ИК-1);

§    способен логически верно, аргументировано и ясно строить свою устную и письменную речь  на государственном и  официальном  языках  (ИК- 2);

§    владеет одним из иностранных  языков на уровне социального общения  (ИК-3);

§    способен участвовать в организации позитивных и конструктивных межличностных отношений всех субъектов педагогического процесса, способен принимать управленческие решения  (ИК-4);

§    оценивает новую ситуацию и её последствия, адаптируется к ней  (ИК-5);

§    способен создать условия по охране здоровья и безопасности жизнедеятельности обучающихся в образовательном процессе (ИК-6);

 

- социально-личностными и общекультурными (СЛК):

§    умеет выстраивать толерантные межличностные и профессиональные отношения на уровне школьного сообщества (СЛК- 1);

§    способен действовать в поликультурной среде, следовать этическим и правовым нормам, регулирующим отношения в поликультурном обществе, создавать равные возможности для обучающихся независимо от культурных различий, реализовать принципы и методы поликультурного обучения и воспитания (СЛК-2);

§    способен создать безопасную (психологическую, социальную и физическую) образовательную среду для обучения и развития обучающихся,  формирования у обучающихся разного возраста навыков здорового образа жизни, охраны природы, сохранения энергии, рационального природопользования и адаптации к изменению климата. (СЛК-3);

§    умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (СЛК-4);

§    готов к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества и способен занимать активную гражданскую позицию (СЛК-5);

 

     б) профессиональными  компетенциями (ПК):

§    готов использовать психолого-педагогические компетентности для решения профессиональных задач и способен использовать результаты педагогических исследований в профессиональной деятельности  (ПК-1);

§    владеет способами решения методических проблем (модели, методы, технологии и приёмы обучения) и способен применять технологии оценивания качества обучения (ПК-2);

§    способен формировать оптимальные условия для образовательного процесса в соответствии с принципами личностно-ориентированного образования и образования для устойчивого развития (здоровый образ жизни, охрана природы и рациональное природопользование, энергоэффективность, культурное многообразие, гендер, инклюзия и др.) (ПК-3);

§    владеет способами, техникой, методикой и приёмами социализации обучаемых и способен создавать условия для профессионального самоопределения обучающихся (ПК-4);

§    умеет самостоятельно выбирать образовательные программы, подбирает к ним дидактические материалы и умеет использовать их после адаптации в учебном процессе на основе педагогической рефлексии (ПК-5);

§    способен планировать учебные занятия по предмету (предметам) с учётом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом (ПК-6);

§    умеет ставить задачи по собственному развитию на основе проведённой профессиональной рефлексии (ПК- 7);

§    способен осуществлять педагогическую деятельность, используя интерактивные формы и методы обучения, способен применять методы интегрированного обучения предмету и языку (CLIL) (ПК- 8);

§    умеет диагностировать уровень развития учащихся в различных областях (умственное, социальное, моральное и т.д.) и, соответственно, проводить профилактическую работу для недопущения различных негативных влияний (насилия, употребления наркотиков и алкоголя и т.д.) (ПК-9);

§    готов применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-10);

§    готов к взаимодействию с родителями, коллегами, социальными партнерами (ПК-11);

§    уметь взаимодействовать с детьми с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и  особыми образовательными потребностями (ПК-12);

§    разными способами  уметь поощрять учебные и социальные достижения учащихся (ОПК-13);

§    давать учащимся продуктивную обратную связь (ПК-14);

§    давать возможность обучающимся приобретать реальный собственный опыт, научить  рефлексировать и анализировать (ПК-15);

§    уметь диагностировать уровень развития обучающихся в различных областях (умственное, социальное, моральное и т.д.) и соответственно предотвращать различные негативные влияния (насилие, наркотики, алкоголь и т.д.) (ПК-16),

§    научить обучающегося  самостоятельно работать над темой, рационально используя различные  источники информации (книги, журналы, средства массовой информации, интернет ресурсы) (ПК-17);

§    способен интегрировать обучающихся,   имеющих трудности в обучении (дети с особыми образовательными потребностями) (ПК-18);

§    создавать условия  для многообразной деятельности обучающегося,  реализовывать различного вида формы индивидуального и самостоятельного обучения (ПК-19);

§    использовать различные инструменты и  критерии оценивания достижений обучающихся  (ПК-20);

§    уметь сотрудничать с обучающимися в создании новых проектов, планов работ (ОПК-21);

§    способен  использовать знания истории и теории  дошкольной педагогики и детской психологии при решении профессиональных задач; (ПК-22)

§    готов  развивать способность детей к сотрудничеству с  воспитателем и другими детьми (ПК-23);

§    владеет теоретическими знаниями о когнитивном, социально-эмоциональном, физическом, эстетическом  развитии ребенка  дошкольного возраста (ПК-24);

§    способен индивидуально  взаимодействовать  с детьми, опираясь  на их сильные и слабые стороны, учитывая  потребности каждого ребенка в социальном и эмоциональном  развитии (ПК-25);

§    способен  использовать  разные пути, методы, средства обучения при преподавании предметов: букварь, язык, чтение, математика, родиноведение согласно требованиям куррикулума, государственного стандарта начальной школы для достижения  цели (ПК-26);

§    способен  интегрировать детей с ограниченными  возможностями  здоровья и реализовывать инклюзивное образование в начальной школе (ПК-27);

§    способен использовать знания закономерностей и особенностей психологии  лиц с нарушениями речи при организации взаимодействия и сотрудничества обучающихся (ПК-28);

§    владеет специальными методами и приемами обучения детей с речевыми нарушениями учебным предметам в специальных общеобразовательных организациях (ПК-29);

§    способен проводить психолого-педагогическую диагностику и консультирование (ПК-30);

§    способен оборудовать кабинет логопеда в соответствии с существующими требованиями и проводить диагностическую, коррекционную, профилактическую и пропагандистско-просветительскую работу с ведением необходимой документации (ПК-31);

§    способен использовать знания истории и теории сурдопедагогики при решении профессиональных задач (ОПК-32);

§    способен решать задачи воспитания и развития личности детей с нарушением слуха с учетом особенностей их психофизического развития (ПК-33);

§    владеет специальными невербальными средствами коммуникации (ПК-34);

§    способен использовать знания истории и теории олигофренопедагогики при решении профессиональных задач (ПК-35);

§    способен использовать знания закономерностей и особенностей психологии  лиц с нарушениями интеллекта  при организации взаимодействия и сотрудничества обучающихся (ПК36);

§    способен использовать знания истории и теории тифлопедагогики при решении профессиональных задач (ПК-37);

§    способен использовать знания закономерностей и особенностей психологии  лиц с нарушениями зрения  при организации взаимодействия и сотрудничества обучающихся (ПК-38);

§    способен использовать знания истории и теории специальной дошкольной педагогики при решении профессиональных задач (ПК-39);

§    иметь знания о структурах разных отклонений в развитии детей: с недостатками интеллектуального и психического развития, с недостатками речи, слуха и зрения, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и особенностей поведения (ПК-40);

§    способен использовать знания закономерностей и особенностей психологии  детей дошкольного возраста с различными отклонениями в психофизическом развитии  при организации взаимодействия и сотрудничества обучающихся (ПК-41);

§    способен повышать уровень социальной компетентности обучающихся  в гражданско-правовой и бытовой сферах (ОПК-42) ;

§    создавать условия для безопасности личности обучающихся, охраны их жизни и здоровья (ПК-43);

§    способен  выступить посредником между обучающимся и образовательной организацией, семьей, сверстниками, окружением, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов (ПК-45).

 

5.2         Требования к структуре ООП подготовки бакалавровпо направлению 550700 Педагогика

Основные образовательные программы подготовки бакалавров  по направлению 550700 Педагогика предусматривают изучение следующих циклов дисциплин (Таблица 1).

Каждый цикл дисциплин имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения или углубления знаний, умений и навыков, компетенций, определяемых содержанием базовых дисциплин, позволяет студенту продолжить образование на следующем уровне ВПО для получения академической степени "магистр" в соответствии с полученным профилем, получить необходимые знания, навыки и компетентности  для успешной профессиональной деятельности. Вариативная (профильная) часть состоит из двух частей: вузовского компонента и дисциплин по выбору студентов.

 

Структура ООП подготовки бакалавров по направлению Педагогика

Таблица 1

Код ЦД ООП

 

Учебные циклы  и проектируемые результаты их освоения

Трудоемкость (Зачетные единицы)

 

Перечень дисциплин для разработки примерных программ, учебников и учебных пособий

Коды формируемых компетенций

Б.1

Гуманитарный, социальный и экономический цикл

36

 

 

1.1.

Базовая часть.

- Владеет базой современных знаний: 

знать:

         в достаточном объеме государственный, официальный и иностранные языки;

         закономерности исторического развития Кыргызстана, его место в системе мирового сообщества;

         концепции, теории, истории, методы, техники современных знаний, проблемы   общественно-политической жизни;

         структуру научного познания, его методы и формы;

         народную педагогику, а также основные ценностные и мировоззренческие представления прошлого,  как одну из составляющих ценностных ориентаций, гражданских и патриотических убеждений;

         различные подходы к организации педагогического процесса, теорию педагогики;

уметь:

         логически верно, аргументировано и ясно строит свою устную и письменную речь на государственном и официальном языках;

         выявлять, анализировать, причинно-следственные связи и закономерности исторического процесса;

         использовать методы и формы научного познания для анализа современных проблем общественно-политической жизни;

         анализировать культуру, традиции кыргызского народа, других народов, быть готовым к социальному  взаимодействию с представителями разных народов;

         руководствоваться принципами поликультурности, гендерного равенства, инклюзии, устойчивого развития в профессиональной деятельности и собственных поступках.

         применять на практике принципы народной педагогики

         применять в процессе педагогической практики и профессиональной деятельности разнообразные методы и приемы обучения;

         выстраивать процесс обучения на основе современных дидактических принципов и ценностей гуманистической педагогики

владеть:

        навыками культуры общения на государственном  и официальном языках;

   навыками культуры общения на государственном  и официальном языках;

   иностранным языком для профессионального и личностного общения (на уровне не ниже В1 по шкале общеевропейской системы уровней владения языком);

   современными теориями и методами исследования;

        Методами/технологиями обучения, в том числе – интерактивными.

        Базой современных знаний:  о роли и месте истории в системе наук, о закономерностях исторического развития Кыргызстана, его месте в системе мирового сообщества; о структуре научного познания, его методах и формах;

        основными методами применения  ценностей культуры и традиции кыргызского народа, владеть навыками к социальному  взаимодействию с другими народами;характера знаний,

        письменных, устных и вещественных  источников (артефакты) и их устного или письменного оформления;

        информации из разных областей знаний.

30

Отечественная история

Философия

Кыргызский язык

Русский язык

Иностранный язык

Манасоведение

 

ОК 1

ОК 2

ОК 3

ОК 4

ОК 5

ОК 7

ОК 8

 

 

ИК 1-5

 

СЛК 1-5

1.2.

Вариативная часть

6

 

 

Б.2.

Математический и естественнонаучный цикл

14

 

 

2.1.

Базовая часть

- знать:

§ основные способы математической обработки информации;

§ основы современных технологий сбора, обработки и представления информации;

§ основные характеристики естественно - научной картины мира, место и роль человека в природе;

§ глобальные проблемы  окружающей среды и экологические принципы охраны природы,  рационального природопользования, энергоэффективности и преодоления последствий изменения климата.

§ принципы устойчивого развития  и образования для устойчивого развития

уметь:

§ использовать основных методов математической обработки информации;

§ использовать современные  информационно-коммуникационные технологии (включая пакеты прикладных  программ,  локальные  и глобальные   компьютерные   сети) для  сбора,  обработки  и  анализа информации;

§ применять  естественнонаучные знания  в  профессиональной деятельности;

§ оценивать экологическую ситуацию и принимать решения по обеспечению безопасности в условиях, угрожающих  жизни и здоровью.

владеть:

§ основными методами математической обработки информации;

§  навыками работы с программными средствами общего и профессионального назначения;

§  базовыми программными методами защиты информации при работе с компьютерными системами и   организационными   мерами   и приемами антивирусной защиты;

§ основными понятиями характеристики естественно - научной картины мира, место и роль человека в природе;

§ владеть навыками охраны окружающей среды, рационального природопользования,  энергосбережения предотвращения/ действия в чрезвычайных ситуаций и т.д.).

10

Математика и информатика 

Концепция современного естествознания

Экология

 

ОК 1

ОК 2

ОК 3

ОК 5

ОК 7

ОК 8

ИК 1-5

 

СЛК 1-5

 

2.2.

Вариативная часть

4

 

 

Б.3.

Профессиональный цикл

152

 

 

3.1.

Базовая часть (психолого-педагогический блок  методика)

знать:

· ценностные основы образования и    профессиональной   деятельности;

· основные концепции, теории и методы педагогической и психологической науки;

· психологические и педагогические   особенности   обучающихся;

· основные способыорганизации и развития позитивных и конструктивных межличностных отношений всех субъектов педагогического процесса;

·   основы создания и поддержки благоприятной безопасной образовательной среды, способствующей достижению целей обучения, воспитания и  развития;

· основные способы создания условий для социализации и профессионального самоопределения обучающихся;

· закономерности физиологического и психического развития иособенности их проявления в образовательном процессе в разные возрастные периоды;

·                     основы безопасности жизнедеятельности человека;

·   принципы и методы рационального энерго- и ресурсопользования

·   глобальные экологические проблемы, вопросы изменения климата и преодоления его последствий, принципы рационального природопользования и энергоэффективности;

· основы планирования учебных занятий по предмету (предметам) с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;

· основные этапы развития кыргызской государственности и его значение;

· нормативно-правовые, социально-экономические и политические условия развития современного мира;

· способы осуществления профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшей образовательной траектории и профессиональной карьеры;

уметь:

· системно анализировать и выбирать воспитательные и образовательные концепции;

·  использовать методы психологической  и  педагогической диагностики для решения профессио­нальных задач с целью создать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду;

· учитывать различные контексты (социальные,  культурные, национальные),  в процессе обучения, воспитания и социализации педагогическом взаимодействии;

· использовать в учебно-воспитательном процессе совре­менные образовательные ресурсы и организовать внеучебную деятельность обучающихся;

· применять современные методы, инновационные и мультимедийные технологии в проведении  различных форм занятий;

·   различать физиологические и психологические особенности развития обучающихся и  проявления их в образовательном процессе в разные возрастные периоды;

§ способствовать созданию безопасной (психологической, социальной и физической) среды обучения;

§ применять методы интегрированного обучения предмету и языку (CLIL);

§ Использовать принципы энергосбережения, энергоэффективности, и др. в целях устойчивого развития;

·   основы планирования учебных занятий по предмету (предметам) с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;

·   принципы устойчивости и  продуктивности  живой  природы  и  ее изменения под влиянием изменения климата и других антропогенных факторов.

· основные этапы развития кыргызской государственности и его значение для КР;

· использовать нормативно-правовые документы в профессиональной области;

· решать возникшие проблемы в правовом поле.

Владеть:

· способами совершенствования профессиональных знаний и уме­ний;

· способами анализировать и выбирать воспитательные и образовательные концепции;

· способами проектной и иннова­ционной деятельности в образова­нии;

· способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы,   сайты, образова­тельные порталы и т.д.);

· способами предупреждения девиантного  поведения  и  правонарушений;

· владеет системой знаний о взаимосвязях физического, психического и социального здоровья человека и общества;

· современными методами поиска обработки и использования информации, уметь интерпретировать и адаптировать информацию для адресата;

· способами и методами преподавания в школе;

· правовыми нормами педагогической деятельности и образования

46

Психология

Педагогика

Возрастная анатомия, физиология и гигиена

Безопасность жизнедеятельности

Методика преподавания (по профилю)

Новые образовательные технологии

Инклюзивное образование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПК-1-29

 

 

 

3.2.

Вариативная часть (знания, умения, владения определяются ООП вуза в соответствии с профилем подготовки)

106

 

 

Б.4.

Физическая культура

400 ч.

 

 

Б.5.

Практика.       Студент:

- Способен оценить новую ситуацию и ее последствия,  адаптироваться к ней;

- Умеет создавать безопасную (психологическую, социальную и физическую) образовательную среду;

- Трансформирует имеющийся опыт и идеи для решения профессиональных задач;

- Несет ответственность за качество собственной деятельности;

- Владеет технологиями оценивания качества обучения;

- Готов использовать психолого-педагогические знания для решения профессиональных задач;

- Способен интегрировать имеющиеся знания в практику;

- Владеет способами, техникой, методикой и приемами социализации обучаемых;

- Создание условий для профессионального самоопределения обучающихся;

- Формирует оптимальные условия для образовательного процесса в соответствии с принципами личностно-ориентированного образования (здоровьесберегающее, культурное многообразие, инклюзия и др.);

- Способен использовать результаты педагогических исследований в профессиональной деятельности.

28

 

Адаптационно-педагогическая практика (“Школьный день” или “День в детском саду”)

Медико-психолого-педагогическая

Профессионально-базовая

Преддипломная

 

ПК-12

ПК-13

ПК-14

 

 Б.6

Итоговая государственная аттестация. Выпускник:

- Обладает навыками  сбора, анализа и интерпретации данных и их оформления;

·    владеет  профессиональными и общекультурными компетеностнями;

- Способен интегрировать имеющиеся знания в практику;

- Выделяет составные элементы, части и сравнивает их по заданному алгоритму/ под руководством;

- Комбинирует и составляет целое из отдельных частей по заданному алгоритму/ под руководством;

- Трансформирует имеющийся опыт и идеи для решения профессиональных задач;

- Несет ответственность за качество собственной деятельности;

- Владеет способами решения методических проблем (модели, методики, технологии и приемы обучения);

- Способен использовать результаты педагогических исследований в профессиональной деятельности (под руководством);

- Способен (под руководством) критически осмысливать собственную педагогическую деятельность и корректировать ее.

 

10

 

Выпускная квалификационная работа или Государственный экзамен.

ОК-2

ОК-3

ОК-5

ОК-12

ОК-13

 

 

Общая трудоемкость

 

240

 

 

 

 

5.3. Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавров

 

5.3.1. Кадровое обеспечение учебного процесса

Реализация основных образовательных программ бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися научной или научно-методической деятельностью.

Доля преподавателей, имеющих степень кандидата или доктора наук, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должна быть не менее 35 %.

Преподаватели профессионального цикла, как правило, должны иметь ученую степень магистра, кандидата, доктора наук и (или) опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.

До 15 %от общего числа преподавателей, имеющих ученую  степень и/или ученое звание,  может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.

Руководители программ бакалавриата должны регулярно вести самостоятельные исследовательские (творческие) проекты или участвовать в исследовательских  проектах, иметь публикации в отечественных научных журналах (включая журналы из списка ВАК) и/или зарубежных реферируемых журналах, трудах национальных конференций по профилю, не менее одного раза в три года проходить повышение квалификации.

 

5.3.2. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса

Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным модулям ООП.

Реализация основных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого студента к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню модулей основной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к электронным обучающим платформам и сети Интернет.

Каждый обучающийся по основной образовательной программе должен быть обеспечен не менее чем одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального цикла, входящей в образовательную программу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями,  основной учебной литературы по дисциплинам базовой части,всех циклов, изданными за последние 10 лет.

Фонд дополнительной литературы помимо учебной,  должен включать официальные, справочно-библиографические, специализированные,  периодические издания.

Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

5.3.3. Материально-техническое обеспечение учебного процесса

Высшее учебное заведение, реализующее основные образовательные программы подготовки бакалавров, должен располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Минимально необходимый для реализации бакалаврской программы  перечень материально-технического обеспечения включает в себя:

- учебные аудитории, оборудованные мультимедийными демонстрационными комплексами;

- компьютерные классы с возможностью выхода в глобальные поисковые системы;

- специально оборудованные лаборатории в соответствии с профилем;

- учебно-методические кабинеты;

- специализированные лаборатории,  спортивные залы и оборудование, специально оборудованные аудитории (в соответствии с реализуемым профилем).

При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.

 

6.  ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

6.1. Оценка качества освоения основных образовательных программ должна включать текущую, промежуточную и итоговую государственную аттестацию обучающихся.

6.2. Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом  самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца.

6.3. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы. Итоговая государственная аттестация включает защиту бакалаврской выпускной квалификационной работы или государственный экзамен.

   Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной (бакалаврской работы) определяются высшим учебным заведением на основании действующего Положения об итоговой  государственной аттестации выпускников, утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 29 мая 2012 года №346, а также данного ГОС ВПО в части требований к результатам освоения основной образовательной программы  бакалавриата.

Форма и содержание итогового государственного экзамена определяется в соответствии с рекомендациями УМО.

 

Настоящий  стандарт разработан Министерством образования и науки Кыргызской Республики.

 

Председатель УМО  по  педагогическому  образованию,

кандидат психологических наук, доцент

Конурбаев Т.А.

 

Приложение 1

Перечень дисциплин, предлагаемых Учебно-методическим объединением в области "Педагогического образования" по направлению "Педагогика",

профиль "Логопедия"

 

Наименование дисциплин

1

Основы генетики

2

Невропатология

3

Нейрофизиология и физиология ВНД

4

Коррекционная педагогика с основами специальной психологии

5

Основы психопатологии и клиника интеллектуальных нарушений

6

Нейропсихология детского возраста

7

Психологическая диагностика и консультирование

8

Теоретические и методологические основы логопедии с историей логопедии

9

Нарушения устной речи и их коррекция (логопедия)

10

Нарушения письменной-речи и их коррекция (логопедия)

II

Логопсихология

12

Специальные методики преподавания в школе для детей с ТНР (кыргызский/русский язык, литература, математика, методика

развития речи, ИЗО)

13

Кыргызский (русский) язык с основами языкознания

14

Литература с основами литературоведения

15

Логопедическая ритмика

16

Развитие речи в норме и недоразвитие речи

17

Логопедические технологии

18

Логопедический практикум

19

Основы олигофренопедагогики

20

Основы сурдопедагогики

21

Основы тифлопедагогики

22

Логопедическая работа при осложненных дефектах развития

23

Нейропсихологическое введение в логопедию

24

Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями

25

Специальная методика развития игровой деятельности

26

Основы психолингвистики

27

Современные направления обучения и воспитания детей с особыми нуждами

28

Семейное воспитание детей с нарушениями речи

 

 

 

 

 

Приложение 2

Перечень дисциплин, предлагаемых Учебно-методическим объединением в области "Педагогического образования" по направлению "Педагогика", профиль "Олигофренопедагогика "

 

Наименование дисциплин

1

Основы генетики

2

Невропатология

3

Нейрофизиология и физиология ВНД

4

Основы психопатологии и клиника интеллектуальных нарушений

5

Нейропсихология детского возраста

6

Психологическая диагностика и консультирование

7

Коррекционная педагогика с основами специальной психологии

8

Обучение и воспитание детей с нарушениями интеллекта

9

Психология детей с отклонениями в интеллектуальном развитии

10

Кыргызский (русский) язык с основами языкознания

11

Литература с основами литературоведения

12

Специальная методика обучения русскому (кыргызскому) языку умственно отсталых школьников

13

Специальная методика обучения математике умственно отсталых школьников

14

Специальная методика обучения естествознанию и географии умственно отсталых школьников

15

Специальная методика обучения истории умственно отсталых школьников

16

Специальные методики обучения ИЗО и ручному труду умственно

отсталых школьников

17

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

18

Методики обучения детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта

19

Логопедия с основами логоритмики

20

Социально-бытовая ориентировка детей с проблемами в интеллектуальном развитии

21

Укрепление здоровья и методика физического воспитания детей нарушением интеллекта

22

Основы сурдопедагогики

23

Основы тифлопедагогики

24

Новые образовательные технологии в коррекционной школе

25

Развитие речи в норме и недоразвитие речи

26

Современные направления обучения и воспитания детей с особыми нуждами

27

Псих коррекционные технологии для детей с проблемами в развитии

28

Основы психолингвистики

 

 

 

 

 

Приложение 3

Перечень дисциплин, предлагаемых Учебно-методическим объединением в области "Педагогического образования" по направлению "Педагогика", профиль "Сурдопедагогика"

Наименование дисциплин

1

Основы генетики

2

Невропатология

3

Нейрофизиология и физиология ВНД

4

Коррекционная педагогика с основами специальной психологии

5

Основы психопатологии и клиника интеллектуальных нарушений

6

Нейропсихология детского возраста

7

Психологическая диагностика и консультирование

8

Сурдопедагогика с историей

9

Сурдопсихология

10

Теоретические основы .обучения детей с нарушением слуха (обучение устной речи, русский язык, литература)

11

Теоретические основы обучения детей с нарушением слуха (математика, естествознание, предметно-практическое обучение, ИЗО)

12

Русский (кыргызский) язык с введением в языкознание

13

Литература с основами литературоведения

14

Специальные (вербальные и невербальные) средства коммуникации .

15

Дошкольная сурдопедагогика

16

Методические системы обучения детей с нарушением слуха (обучение устной речи, развитие слухового восприятия, русский язык, литература)

17

Методические системы обучения детей с нарушением слуха (математика, естествознание, предметно-практическое обучение, ИЗО)

18

Методические системы воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением слуха

19

Технические средства и информационные технологии в образовании лиц с нарушением слуха

20

Основы логопедии, олигофренопедагогики, тифлопедагогики

21

 

Психолого-педагогическая диагностика и комплектование коррекционно-образовательных организаций для детей с нарушением слуха

22

Педагогические технологии воспитания и обучения детей с комплексными нарушениями развития (слуха и интеллекта; слуха и зрения)

23

Современные направления обучения и воспитания детей с особыми нуждами

24

Основы нейропсихологии

25

Основы психолингвистики

 

 

 

 

Приложение 4

Перечень дисциплин, предлагаемых Учебно-методическим объединением в области "Педагогического образования" по направлению "Педагогика", профиль "Тифлопедагогика"

 

Наименование дисциплин

1

Основы генетики

2

Невропатология

3

Нейрофизиология и физиология ВНД

4

Коррекционная педагогика с основами специальной психологии

5

Основы психопатологии и клиника интеллектуальных нарушений

6

Нейропсихология детского возраста

7

Психологическая диагностика и консультирование

8

Тифлопедагогика

9

Тифлопсихология

10

Кыргызский (русский) язык с основами языкознания

11

Литература с основами литературоведения

12

Развитие зрительного восприятия, осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения, формирование коммуникативных навыков

13

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением зрения

14

Специальная методика преподавания кыргызского (русского) языка

15

Тифлотехника и обучение грамоте по системе Брайля

16

Офтальмо-гигиенические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения

17

Специальная методика преподавания литературы в школе для детей нарушением зрения

18

Логопедия с основами лого ритмики

19

Специальная методика преподавания математики в школе для детей с нарушением зрения

20

Специальная методика преподавания естествознания, географии, биологии в школе для детей с нарушением зрения

21

Специальные методики обучения тифло-изобразительной деятельности, тифлографике и трудовой деятельности

22

Воспитание и обучение детей с комплексным дефектом

23

Укрепление здоровья и методика физического воспитания детей с нарушением зрения

24

Психолого-педагогическая диагностика, консультирование и комплектование специальных (коррекционных) учреждений для детей с нарушением  зрения

нарушением зрения

25

Социально-бытовая, пространственная ориентировка слепых и слабовидящих

 

 

 

 

 

Приложение 5

Перечень дисциплин, предлагаемых Учебно-методическим объединением в области "Педагогического образования" по направлению "Педагогика", профиль "Специальная дошкольная педагогика и психология"

Наименование дисциплин

1

Основы генетики

2

Невропатология

3

Нейрофизиология и физиология ВНД

4

Основы психопатологии и клиника интеллектуальных нарушений

5

Нейропсихология детского возраста

6

Психологическая диагностика и консультирование

7

Коррекционная педагогика с основами специальной психологии

8

Дошкольная педагогика и психология

9

Кыргызский (русский) язык с основами языкознания

 10

Литература с основами литературоведения

 11

Специальная дошкольная педагогика

12

Специальная психология

 13

Психолого-педагогическая диагностика,  консультирование и комплектование специальных дошкольных образовательных организаций

 14

Психолого-коррекционные технологии для детей с проблемами в развитии

15

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением интелелкта

16

Развитие детей раннего возраста, принципы и методы раннего коррекционно-­педагогического вмешательства

17

Специальные методики обучения детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

18

Логопедия с основами лого ритмики

19

Укрепление здоровья и методика физического воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии

20

Дошкольная сурдопедагогика

 21

Методические системы обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением слуха

22

Новые образовательные технологии в коррекционной педагогике

23

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением зрения

24

Специальные методики обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением зрения

25

Психолого-пёдагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии

26

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата

27

Отклонения в эмоционально-личностном развитии и социальном поведении у детей дошкольного возраста

 

Приложение 6

Перечень дисциплин, предлагаемых Учебно-методическим объединением в области "Педагогического образования" по направлению "Педагогика", профиль "Специальная психология"

Наименование дисциплин

1

Основы генетики

2

Невропатология

3

Нейрофизиология и физиология ВНД

4

Специальная педагогика

5

Основы психопатологии и клиника интеллектуальных нарушений

6

Нейропсихология

7

Психологическая диагностика и консультирование

8

Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи

9

Специальная психология

10

Введение в специальность

11

История психологии

12

Методы психологических исследований

13

Психолингвистика

14

Основы социальной реабилитации и профориентации

' 15

Тифлопсихология

16

Психология лиц с нарушением интеллекта

17

Нейропсихология и патопсихология детского возраста

18

Психология детей с нарушением функций ОДА

19

Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы

20

Психология лиц с нарушением слуха

21

Психология детей с нарушением речи

22

Психология детей со сложными недостатками развития

23

Основы логопедии

24

Психологическая служба в системе образования

25

Психологическое консультирование

26

Методы психологической коррекции

27

Современные направления обучения и воспитания детей с особыми нуждами

28

Основы психотерапии

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

Перечень дисциплин, предлагаемых Учебно-методическим объединением в области "Педагогического образования" по направлению "Педагогика", профиль "Педагогика и методика дошкольного образования"

Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору студентов:

1

Детская риторика, Методика преп.интегр.курса "Окружающий мир"

2

Обучение грамоте

3

Возрастная анатомия, физиология и гигиена, Основы мед.знаний

4

Народная игровая культура в дошкольном образовании

5

Организация педагогического процесса, планирование и учет

6

Психология одаренного ребенка, Психология ккконконфликтовконфликтов

7

Психологические особенности взаимоотношений с семьей воспит.

8

Методы формирования компетенций

9

Подготовка детей к школе

10

Методология и методы психолого-педагогических

 

исследований

11

Семейная педагогика

12

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

13

Психолого-педагогический практикум

14

Экономическое образование в дошкольном образовании

15

Педагогические мастерские

16

Персонал по уходу за детьми

17

Детская психология

18

Дошкольная педагогика

19

Теория и методика экологического образования

20

Теория и методика развития речи с выразительным чтением

21

Личностно-ориентированное обучение

22

Мониторинг и оценка достижений ребенка

23

Формирование элементарных математических представлений

24

Эстетическое образование

25

Теория и методика физического развития ребенка

26

Детская художественная литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 8

Перечень дисциплин, предлагаемых Учебно-методическим объединением в области "Педагогического образования" по направлению "Педагогика", профиль "Педагогика и методика начального образования"

Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору студентов

1

Введение в языкознание и практикум по каллиграфию

2

Актуализация школьного курса математики

3

Детская риторика и мировая художественная культура

4

Теория и методика развития речи с практикумом выразительного чтения

5

будущих учителей начальных классов

6

Теория и методика объяснительного чтения

7

Личностно-ориентированное обучение в начальной школе

8

Мониторинг и оценивание достижений учащихся младших классов

9

Методика преподавания  начальной школе урока этики

10

Теория и технология эстетического воспитания младших школьников

11

Практикум по введению грамматического разбора

12

Практикум по решению математических задач

13

Методика преподавания интегративного курса "Окружающий мир"

14

Подготовка детей к школе

15

Современный кыргызский язык

16

Методика преподавания кыргызского (русскою) языка в начальной школе

17

Теоретические основы начальной математики

18

Методика преподавания начальной математики

19

Теоретические основы начального литературного образования

20

Естествознание

21

Родиноведение с методикой

22

Детская литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 9

Перечень дисциплин, предлагаемых Учебно-методическим объединением в области "Педагогического образования" по направлению "Педагогика", профиль "Социальная педагогика"

Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору студентов:

1

Право в образовании

2

Право социального обеспечения

3

История социальной педагогики

4

Психолого-педагогическая диагностика

5

Психология развития

6

Психология семейных отношений

7

Основы коррекционной педагогики и специальной психологии

8

Практикум культуры речевого общения

9

Педагогическое мастерство

10

Семейное воспитание

11

Этика социальной работы

12

Мониторинг и оценка

13

Социально-психологический тренинг

14

Введение в социальную-педагогическую деятельность

15

Возрастные кризисы

16

Педагогическая психология

17

Педагогическая валеология

18

Основы профессонально- творческого мышления педагога

19

Социальная педагогика

20

Социальная психология

21

Психолого-педагогический практикум

22

Социально-педагогическое консультирование

23

Основы социальной педагогики

24

социально-педагогические технологии

25

Педагогика девиантного поведения

26

педагогика межнационального общения

27

Управление социальной работой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 10

Перечень дисциплин, предлагаемых Учебно-методическим объединением в области "Педагогического образования" по направлению "Педагогика", профиль "Дошкольная педагогика и психология"

 

Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору студентов:

1

Детская риторика, Методика преп.интегр.курса "Окружающий мир"

2

Обучение грамоте

3

Педагогическая психология

4

Народная игровая культура в дошкольном образовании

5

Организация педагогического процесса, планирование и учет

6

Психология одаренного ребенка ,

7

Психологические особенности взаимоотношений с семьей воспит.

8

Методы формирования компетенций

9

Подготовка детей к школе

10

Методология и методы психолого-педагогических исследований

11

Психология семьи и семейных отношений

12

Педагогика и психология среднего и профессионального образования

13

Психолого-педагогический практикум

14

Психология конфликта

15

Педагогические мастерские

16

Персонал по уходу за детьми

17

Детская психология

18

Дошкольная педагогика

19

Теория и методика экологического образования

20

Теория и методика развития речи с выразительным чтением

21

Личностно-ориентированное обучение

22

Мониторинг и оценка достижений ребенка

23

Формирование элементарных математических представлений

24

Эстетическое образование

25

Теория и методика физического развития ребенка

26

Детская художественная литература

27

Тренинг педагогического общения

28

История   детской психологии

29

Социология и психология управления