loader image
КЫРГЫЗСКО-КАЗАХСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
e-mail: kku.edu@mail.ru
Кыргызская Республика
г. Бишкек
Телефон: 0312 88 00 10
КЫРГЫЗСКО-КАЗАХСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
e-mail: kku.edu@mail.ru
Кыргызская Республика
г. Бишкек
Телефон: 0312 88 00 10

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

УТВЕРЖДЕН
Министерством образования и науки Кыргызской Республики
Приказ № ________________
от «_» _____________ 2019 г.
Регистрационный №__________

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Специальность: 030503 — «Правоведение»

Квалификация: юрист

Бишкек 2019

Глава 1. Общие положения

1. Настоящий Государственный образовательный стандарт по специальности 030503 – «Правоведение» среднего профессионального образования Кыргызской Республики (далее – Государственный образовательный стандарт) разработан в соответствии с Законом Кыргызской Республики «Об образовании» и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики в области образования.
2. В настоящем Государственном образовательном стандарте используются следующие понятия:
— основная профессиональная образовательная программа — совокупность учебно-методической документации, регламентирующей цели, ожидаемые результаты, содержание и организацию реализации образовательного процесса по соответствующей специальности;
— цикл дисциплин — часть образовательной программы или совокупность учебных дисциплин, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания;
— модуль — часть учебной дисциплины, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания;
— компетенция — динамичная комбинация личных качеств, знаний, умений и навыков, необходимых для занятия профессиональной деятельностью в соответствующей области;
— кредит (зачетная единица) – условная мера трудоемкости основной профессиональной образовательной программы;
— результаты обучения — компетенции, приобретенные в результате обучения по основной образовательной программе/модулю.
Выполнение настоящего Государственного образовательного стандарта является обязательным для всех образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, независимо от их организационно-правовых форм.

Глава 2. Область применения

3. Настоящий Государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность норм, правил и требований, обязательных при реализации основной профессиональной образовательной программы по специальности 030503 – «Правоведение», и является основанием для разработки учебной организационно-методической документации, оценки качества освоения основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования всеми образовательными организациями, реализующими программы среднего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм, имеющими лицензию и аккредитацию на территории Кыргызской Республики.
4. Основными пользователями Государственного образовательного стандарта по специальности 030503 – «Правоведение» являются:
— администрация и педагогический состав образовательных организаций, имеющих право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной специальности;
— студенты, ответственные за эффективную реализацию своей учебной деятельности по освоению основной образовательной программы по данной специальности;
— объединения специалистов и работодателей в соответствующей сфере профессиональной деятельности;
— учебно-методические объединения и советы, обеспечивающие разработку основных образовательных программ по поручению уполномоченного государственного органа в сфере образования Кыргызской Республики;
— уполномоченные государственные органы в сфере образования, обеспечивающие финансирование среднего профессионального образования;
— уполномоченные государственные органы в сфере образования, обеспечивающие контроль за соблюдением законодательства в системе среднего профессионального образования, осуществляющие аккредитацию и контроль качества в сфере среднего профессионального образования.

Глава 3. Общая характеристика специальности

5. Формы освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 030503 – «Правоведение»:
— очная;
— очно-заочная (вечерняя);
— заочная.
6. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования при очной форме обучения на базе среднего общего образования составляет не менее 1 год 10 месяцев. В случае реализации данной профессиональной образовательной программы на базе основного общего образования установленный нормативный срок освоения увеличивается на 1 (один) год.
7. При реализации общеобразовательной программы среднего общего образования (10-11 классов), интегрированной в программу среднего профессионального образования, реализуемых в средних профессиональных учебных заведениях за один учебный год, документ (аттестат) о среднем общем образовании не выдается, а оценки по предметам выставляются в документ (диплом) о среднем профессиональном образовании.
8. Абитуриент при поступлении должен иметь один из документов:
— аттестат о среднем общем образовании;
— свидетельство об основном общем образовании.
9. Сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения и использования дистанционных образовательных технологий, увеличиваются образовательной организацией, реализующей программы среднего профессионального образования, на 6 месяцев относительно установленного нормативного срока освоения при очной форме обучения.
Иные нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования утверждаются отдельным нормативным правовым актом.
10. Трудоемкость основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по очной форме обучения составляет не менее 120 кредитов (зачетных единиц). Трудоемкость одного учебного семестра равна не менее 30 кредитам (зачетным единицам) (при двухсеместровой организации учебного процесса).
Один кредит (зачетная единица) равен 30 часам учебной работы студента (включая аудиторную, самостоятельную работу и все виды аттестации).
Трудоемкость основной профессиональной образовательной программы по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения и использования дистанционных образовательных технологий, за учебный год составляет не менее 45 кредитов (зачетных единиц).
11. Цели основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 030503 – Правоведение в области обучения и воспитания личности.
В области обучения целью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 030503 – «Правоведение» является: подготовка в области основ гуманитарных, социальных, экономических, математических, естественнонаучных и правовых знаний, получение среднего профессионального образования, позволяющего выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности, обладать универсальными и предметно-специализированными компетенциями, способствующими его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда.
В области воспитания личности целью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 030503 – «Правоведение» является: формирование у студентов социально-личностных качеств: целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, гражданственности, коммуникативности, толерантности, правового сознания, правовой культуры, повышения общей культуры.
12. Область профессиональной деятельности выпускников специальности 030503 – «Правоведение» включает: реализацию правовых норм, обеспечение законности и правопорядка, правовое обучение и воспитание.
13. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
— общественные отношения в сфере реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка;
— документы правового характера.
14. Виды профессиональной деятельности выпускников:
правоприменительная;
правоохранительная;
консультационная.
Выпускник готовится к правоприменительной и правоохранительной деятельности в качестве юриста на должностях, не предусматривающих наличия обязательного высшего юридического образования: юрисконсульта, специалиста паспортного стола, младшего следователя, дознавателя, специалиста отдела кадров, помощника нотариуса, адвоката и др. в органах государственной власти и местного самоуправления, а также в различных организациях (предприятиях) независимо от их организационно-правовых форм.
15. Задачи профессиональной деятельности выпускников:
— правоприменительная деятельность:
обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;
составление юридических документов;
— правоохранительная деятельность:
обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества, государства;
охрана общественного порядка;
предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений;
защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
— консультационная деятельность:
консультирование по вопросам права;
осуществление правовой экспертизы документов;
правовое воспитание.
16. Выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную программу по специальности среднего профессионального образования 030503 – «Правоведение» подготовлен:
— к освоению основной образовательной программы высшего профессионального образования;
— к освоению основной образовательной программы высшего профессионального образования по соответствующей специальности и родственным направлениям подготовки высшего профессионального образования в ускоренные сроки (530500 – «Юриспруденция», 532200 – «Правоохранительная деятельность», 530002 – «Судебная экспертиза»).

Глава 4. Общие требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы

17. Образовательные организации, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования, самостоятельно разрабатывают основную профессиональную образовательную программу по специальности. Основная профессиональная образовательная программа разрабатывается на основе соответствующего Государственного образовательного стандарта по специальности с учетом потребностей рынка труда.
Образовательные организации, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования, обязаны ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы, в соответствии с рекомендациями по обеспечению гарантии качества образования, заключающимися:
— в разработке стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников;
— в мониторинге, периодическом рецензировании образовательных программ;
— в разработке объективных процедур оценки уровня знаний и умений студентов, компетенций выпускников на основе четких согласованных критериев;
— в обеспечении качества и компетентности преподавательского состава;
— в обеспечении достаточными ресурсами всех реализуемых образовательных программ, контроле эффективности их использования, в том числе путем опроса обучаемых;
— в регулярном проведении самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными организациями;
— в информировании общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
18. Оценка качества подготовки студентов и выпускников должна включать их текущую, промежуточную и итоговую государственную аттестации, которая осуществляется в двух направлениях — оценка уровня освоения дисциплин; — оценка компетенций обучающихся по освоению основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 030503 – «Правоведение».
Текущая аттестация студентов проводится в течение учебного семестра на основании модульно-рейтинговой системы оценивания, установленной образовательной организацией, реализующей образовательную программу среднего профессионального образования (утвержденной педагогическим советом).
Промежуточная аттестация студентов проводится в конце каждого семестра и по всем дисциплинам выставляются итоговые оценки (экзаменационные оценки) по итогам текущей аттестации в семестре.
Итоговая государственная аттестация выпускников состоит из следующих видов государственных аттестационных испытаний: итоговый экзамен по отдельной дисциплине; итоговый междисциплинарный экзамен по специальности/защита выпускной квалификационной работы.
К итоговой аттестации допускается выпускник, не имеющий академической задолженности и завершивший полный курс обучения, предусмотренный учебным планом.
Для текущей, промежуточной аттестации студентов и итоговой аттестации выпускников на соответствие их персональных достижений поэтапным или конечным требованиям соответствующей основной профессиональной образовательной программы создаются базы оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, модульные тесты, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Базы оценочных средств разрабатываются и утверждаются образовательной организацией, реализующей образовательную программу среднего профессионального образования.
19. При разработке основной профессиональной образовательной программы должны быть определены возможности образовательной организацией, реализующей образовательную программу среднего профессионального образования, в формировании социально-личностных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельного характера). Образовательная организация, реализующая образовательную программу среднего профессионального образования обязана:
— сформировать свою социокультурную среду;
— создать условия, необходимые для всестороннего развития личности;
— способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие студентов в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
20. Основная профессиональная образовательная программа образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего профессионального образования должна содержать дисциплины по выбору студента в объеме не менее одной трети вариативной части каждого цикла дисциплин. Порядок формирования дисциплин по выбору студента устанавливает педагогический совет образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего профессионального образования.
21. Образовательная организация, реализующая образовательную программу среднего профессионального образования, обязана:
— обеспечить студентам реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения;
— ознакомить студентов с их правами и обязанностями при формировании основной профессиональной образовательной программы;
— разъяснить, что избранные студентами дисциплины становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.
22. Студенты имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение учебных дисциплин по выбору студента, предусмотренных основной профессиональной образовательной программой, выбирать конкретные дисциплины.
23. Студенты обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего профессионального образования.
24. В целях достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы студенты обязаны участвовать в развитии студенческого самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
25. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 45 часов в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.
Объем аудиторных занятий в неделю при очной форме обучения определяется Государственным образовательным стандартом с учетом специфики специальности не более 60% общего объема, выделенного на изучение каждой учебной дисциплины.
26. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 16 часов в неделю.
27. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 150 часов в год.
28. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

Глава 5. Требования к основной профессиональной образовательной программе

29. Выпускник по специальности 030503 – «Правоведение» в соответствии с целями основной профессиональной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности, указанными в пунктах 11 и 15 настоящего Государственного образовательного стандарта, должен обладать следующими компетенциями:
а) общими:
OK1 — уметь организовать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
OK2 — решать проблемы, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, проявлять инициативу и ответственность;
ОК3 — осуществлять поиск, интерпретацию и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
ОК4 — использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК5 — уметь работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами;
ОК6 — брать ответственность за работу членов команды (подчиненных) и их обучение на рабочем месте, за результат выполнения заданий;
ОК7 — управлять собственным личностным и профессиональным развитием, адаптироваться к изменениям условий труда и технологий в профессиональной деятельности;
ОК8 — быть готовым к организационно-управленческой работе с малыми коллективами;
ОК9 — проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.
б) профессиональными, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
— в правоприменительной деятельности:
ПК1 — способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры;
ПК2 — способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права;
ПК3 — способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;
ПК4 — способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности;
ПК5 — способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;
ПК6 — владеть навыками подготовки юридических документов.
— в правоохранительной деятельности:
ПК7 — готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства;
ПК8 — способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
ПК9 — способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения;
ПК10 — способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению;
ПК11 — способен выявлять, давать оценку коррупционному поведению и содействовать его пресечению;
ПК12 — способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации.
— в консультационной деятельности:
ПК13 — готов толковать заключение юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе о выявленных в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции;
ПК14 — способен толковать различные правовые акты;
ПК15 — способен давать квалифицированные юридические консультации в конкретных видах юридической деятельности;
ПК16 — способен эффективно осуществлять правовое воспитание.
30. Основная профессиональная программа среднего профессионального образования предусматривает изучение следующих учебных циклов:
1) общегуманитарный цикл;
2) математический и естественнонаучный цикл;
3) профессиональный цикл;
и разделов:
4) практика;
5) итоговая государственная аттестация;
6) физическая культура.
Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования разрабатывается в соответствии со структурой, прилагаемой к настоящему Государственному образователному стандарту.
31. Каждый цикл дисциплин должен иметь базовую (обязательную) и вариативную части. Вариативная часть должна дать возможность расширения или углубления знаний, умений и навыков студентов, определяемых содержанием дисциплин базовой части. Вариативная часть устанавливается средним профессиональным учебным заведением исходя из специфики реализуемой профессиональной образовательной программы.
Практика представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации основной профессиональной образовательной программы специальности предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная. Руководство практикой осуществляется преподавательским составом среднего профессионального учебного заведения. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются средним профессиональным учебным заведением по каждому виду практики.
32. Реализация основной профессиональной образовательной программы специальности должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.
Преподаватели профессионального цикла должны иметь высшее профессиональное образование по соответствующей специальности или направлению подготовки.
Преподаватели должны постоянно совершенствовать свой профессиональный уровень и повышать квалификацию не реже одного раза в 5 лет.
Доля штатных преподавателей к общему числу преподавателей профессиональной образовательной программы должна составлять не менее 80%. К образовательному процессу может быть привлечено до 15% преподавателей из числа работников профильных организаций.
Нормативное соотношение преподаватель/студент не более 1:12.
33. Реализация основной профессиональной образовательной программы специальности должна обеспечиваться доступом каждого студента к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин основной профессиональной образовательной программы. Образовательная программа образовательной организацией, реализующей программы среднего профессионального образования, должна включать лабораторные практикумы и практические занятия (определяются с учетом формируемых компетенций).
Обеспеченность студентов учебной литературой и/или электронной литературой, необходимой для реализации основной профессиональной образовательной программы, должна соответствовать нормативу — 0,5 экземпляра на одного студента. Источники учебной информации должны отвечать современным требованиям. В образовательном процессе должны использоваться законодательные акты, нормативные документы, материалы профессионально-ориентированных периодических изданий.
По гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам в образовательном процессе должна использоваться учебная и учебно-методическая литература за последние 5 лет, по математике и естественно-научным дисциплинам за последние 10 лет, по профессиональным и специальным дисциплинам за последние 10 лет.
34. Образовательная организация, реализующая основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической подготовки студентов, предусмотренных учебным планом образовательной организации, реализующей программы среднего профессионального образования, соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам. Нормативное значение полезной площади на 1 студента (кв.м) с учетом 2-сменности занятий должно составлять – 7 кв.м.
Минимальный перечень кабинетов, лабораторий и других помещений
Кабинеты: социально-гуманитарных дисциплин, общепрофессиональных дисциплин, кыргызского (русского) языка, иностранного языка, математики и информатики, дисциплин права, зал судебных заседаний.
Лаборатории: информатики и информационно-коммуникационных технологий (компьютеры 1:12).
Спортивный зал, открытый стадион широкого профиля.
Библиотека, читальный зал с выходом в Интернет, актовый зал.
Юридическая клиника.
35. Требования к содержанию, объему и структуре выпускных квалификационных работ определяются средним профессиональным учебным заведением с учетом Положения об итоговой государственной аттестации выпускников образовательной организацией среднего профессионального образования Кыргызской Республики, утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 4 июля 2012 года №470.

Настоящий стандарт по специальности 030503 – «Правоведение» разработан Учебно-методическим советом по разработке ГОС СПО при базовом образовательном учреждении – Юридическом колледже Кыргызской государственной юридической академии.

Председатель УМС, проректор КГЮА по учебной работе, д.ю.н., профессор Дмитриенко И.А.
Заместитель председателя УМС, директор Юридического колледжа КГЮА, к.п.н. Кыдыралиев А.Т.
Ответственный секретарь, ст.преподаватель КГЮА, к.ю.н. Дононбаева А.А.

Члены УМС:
1 Проректор КГЮА по учебной работе, д.ю.н., профессор Дмитриенко И.А.
2 Декан факультета права и предпринимательства КГЮА, к.ю.н. Жакыбакунов Э.Т.
3 Ст.преподаватель КГЮА, к.ю.н. Дононбаева А.А.
4 Преподаватель КНУ им. Ж.Баласагына Асылбаева Г.Т.
5 Преподаватель КЭУ им.М.Рыскулбекова Сабиров Б.Б.
6 Преподаватель МУК Карабалаева С.Б.
7 Ст.преподаватель юридического колледжа КГЮА Боталиева К.М.
8 Зав.кафедрой ОшГУ, к.п.н., доцент Асанбекова Д.Ж.

9 Судья межрайонного суда Чуйской области Асанов Э.Д.

add_action( 'wp_footer', 'art_responsive_tables' ); function art_responsive_tables() { if ( is_singular() ) { ?>