loader image
КЫРГЫЗСКО-КАЗАХСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
e-mail: kku.edu@mail.ru
Кыргызская Республика
г. Бишкек
Телефон: 0312 88 00 10
КЫРГЫЗСКО-КАЗАХСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
e-mail: kku.edu@mail.ru
Кыргызская Республика
г. Бишкек
Телефон: 0312 88 00 10

ИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

«Утвержден»

Министерством образования

и науки Кыргызской Республики

Приказ №                                            

«___»_____________20___г.

Регистрационный №                     

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кыргызской Республики

Специальность: 230109 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем»
Квалификация – техник-программист

Глава 1. Общие положения

1.Настоящий Государственный образовательный стандарт по специальности 230109 — «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» среднего профессионального образования Кыргызской Республики (далее – Государственный образовательный стандарт) разработан в соответствии с Законом Кыргызской Республики «Об образовании» и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики в области образования.

2. В настоящем Государственном образовательном стандарте используются следующие понятия:

  • основная профессиональная образовательная программа — совокупность учебно-методической документации, регламентирующей цели, ожидаемые результаты, содержание и организацию реализации образовательного про- цесса по соответствующей специальности;
  • цикл дисциплин — часть образовательной программы или совокупность учебных дисциплин, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания;
  • модуль — часть учебной дисциплины, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания;
  • компетенция — динамичная комбинация личных качеств, знаний, уме- ний и навыков, необходимых для занятия профессиональной деятельностью в соответствующей области;
  • кредит (зачетная единица) — условная мера трудоемкости основной профессиональной образовательной программы;
  • результаты обучения — компетенции, приобретенные в результате обучения по основной образовательной программе/модулю;
  • техник — квалификация, которая присваивается по результатам аттестации лицам, успешно освоившим соответствующие основные образовательные программы среднего профессионального образования с нормативным сроком обучения не менее 1 года 10 месяцев, и дает право ее обладателям заниматься определенной профессиональной деятельностью или продолжать обучение для получения степени «бакалавр» или «инженер» по соответствующему направлению.

Выполнение настоящего Государственного образовательного стандарта является обязательным для всех образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, независимо от их организационно-правовых форм.

Глава 2. Область применения

3. Настоящий Государственный образовательный стандарт представ- ляет собой совокупность норм, правил и требований, обязательных при реализации основной профессиональной образовательной программы по специальности 230109 — «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» и является основанием для разработки учебной организационно-методической документации, оценки качества освоения ос- новных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования всеми образовательными организациями, реализующими программы среднего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм, имеющими лицензию и аккредитацию на терри- тории Кыргызской Республики.

4. Основными пользователями Государственного образовательного стандарта по специальности 230109 — «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» являются:

  • администрация и педагогический состав образовательных организаций, имеющих право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной специальности;
  • студенты, ответственные за эффективную реализацию своей учеб- ной деятельности по освоению основной образовательной программы по данной специальности;
  • объединения специалистов и работодателей в соответствующей сфере профессиональной деятельности;
  • учебно-методические объединения и советы, обеспечивающие раз- работку основных образовательных программ по поручению уполномоченного государственного органа в сфере образования Кыргызской Республики;
  • уполномоченные государственные органы в сфере образования, обеспечивающие финансирование среднего профессионального образования;
  • уполномоченные государственные органы в сфере образования, обеспечивающие контроль за соблюдением законодательства в системе среднего профессионального образования, осуществляющие аккредитацию и контроль качества в сфере среднего профессионального образования;

Глава 3. Общая характеристика специальности

5. Форма освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности специальности 230109 — «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем»:

  • очная;
  • очно-заочная (вечерняя);
  • заочная;

6. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования при очной форме обучения на базе среднего общего образования составляет не менее 1 года 10 месяцев. В случае реализации данной профессиональной образовательной программы на базе основного общего образования установленный нормативный срок освоения увеличивается на 1 (один) год.

7. При реализации общеобразовательной программы среднего общего образования (10-11 классов), интегрированной в программу среднего профессионального образования, документ (аттестат) о среднем общем образовании не выдается, а оценки по предметам выставляются в документ (диплом) о среднем профессиональном образовании.

8. Абитуриент при поступлении должен иметь один из документов:

  • аттестат о среднем общем образовании;
  • свидетельство об основном общем образовании.

9. Сроки освоения основной профессиональной образовательной про- граммы среднего профессионального образования по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения и использования дистанционных образовательных технологий, увеличиваются образовательной организацией, реализующей программы среднего профессионального образования, на 6 месяцев относительно установленного нормативного срока освоения при очной форме обучения.

Иные нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования утверждаются отдельным нормативным правовым актом.

10. Трудоемкость основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по очной форме обучения составляет не менее 120 кредитов (зачетных единиц). Трудоемкость одного учебного семестра равна не менее 30 кредитам (зачетным единицам) (при двухсеместровой организации учебного процесса).

Один кредит (зачетная единица) равен 30 часам учебной работы студента (включая аудиторную, самостоятельную работу и все виды аттестации).

Трудоемкость основной профессиональной образовательной программы по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения и использования дистанционных образовательных технологий, за учебный год составляет не менее 45 кредитов (зачетных единиц).

11. Цели основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 230109 — «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» в области обучения и воспитания личности.

В области обучения целью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 230109 — «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» является подготовка специалиста со средним профессиональным образованием, позволяющим выпускнику успешно работать в сфере информационных технологий в различных отраслях народного хозяйства, об- ладать общими и профессиональными компетенциями, способствующими его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда..

В области воспитания личности целью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 230109 — «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» являются:

  • целеустремленность и организованность;
  • трудолюбие и ответственность;
  • гражданственность, коммуникативность и толерантность;
  • повышение общей культуры.

12. Область профессиональной деятельности выпускников специальности 230109 — «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» — разработка, модификация, адаптация, настройка и сопровождение программного обеспечения.

13. Объектами профессиональной деятельности выпускников специальности 230109 — «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» являются организации (предприятия) различной отраслевой направленности независимо от их организационно-правовых форм.

14. Виды профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник специальности 230109 — «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем», должны определять содержа- ние его образовательной программы:

  • организационно-управленческая
  • производственно-технологическая

15. Перечень задач профессиональной деятельности, к которым должен быть подготовлен выпускник специальности 230109 — «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем»:

     производственно-технологическая:

  • разработка алгоритма решения задачи на основе предложенной модели;
  • программная реализация алгоритма;
  • отладка и тестирование программных продуктов;
  • модификация программных продуктов;
  • адаптация и настройка программных продуктов;
  • сопровождение программных продуктов;
  • разработка и эксплуатация баз данных;
  • обеспечение достоверности при использовании баз данных.

      организационно-управленческая:

  • организация работы коллектива исполнителей;
  • планирование и организация работ;
  • выбор оптимальных решений при планировании работ в условиях нестандартных ситуаций;
  • участие в оценке качества и экономической эффективности деятельности;
  • обеспечение техники безопасности.

16. Выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную программу по специальности среднего профессионального образования 230109 — «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» подготовлен:

  • к освоению основной образовательной программы высшего профессионального образования; 
  • к освоению основной образовательной программы высшего профессионального образования по соответствующей специальности и родственным направлениям подготовки высшего профессионального образования в уско- ренные сроки по направлениям:

510200 – «Прикладная математика и информатика»;

510300 – «Информационные технологии»;

710100 – «Информатика и вычислительная техника»;

710200 – «Информационные системы и технологии»;

710300 – «Прикладная информатика»;

710400 – «Программная инженерия»;

710500 – «Интернет технологии и управление».

Глава 4. Общие требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы

17. Образовательные организации, реализующие образовательные про- граммы среднего профессионального образования, самостоятельно разрабатывают основную профессиональную образовательную программу по специальности. Основная профессиональная образовательная программа разрабатывает- ся на основе соответствующего Государственного образовательного стандарта по специальности, с учетом потребностей рынка труда.

Образовательные организации, реализующие образовательные програм- мы среднего профессионального образования, обязаны ежегодно обновлять ос- новную профессиональную образовательную программу с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы, в соответствии с рекомендациями по обеспечению гарантии качества образования, заключающимися:

  • в разработке стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников;
  • в мониторинге, периодическом рецензировании образовательных программ;
  • в разработке объективных процедур оценки уровня знаний и уме- ний студентов, компетенций выпускников на основе четких согласованных критериев;
  • в обеспечении качества и компетентности преподавательского состава;
  • в обеспечении достаточными ресурсами всех реализуемых образовательных программ, контроле эффективности их использования, в том числе путем опроса обучаемых;
  • в регулярном проведении самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с дру- гими образовательными организациями;
  • в информировании общественности о результатах своей деятельно- сти, планах, инновациях.

18. Оценка качества подготовки студентов и выпускников должна включать их текущую, промежуточную и итоговую государственную аттестации.

Текущая аттестация студентов проводится в течение учебного семестра на основании модульно-рейтинговой системы оценивания, установленной образовательной организацией, реализующей образовательную программу сред- него профессионального образования (утвержденной педагогическим советом). Промежуточная аттестация студентов проводится в конце каждого се- местра и по всем дисциплинам выставляются итоговые оценки (экзаменационные оценки) по итогам текущей аттестации в семестре.

Итоговая государственная аттестация выпускников состоит из следую- щих видов государственных аттестационных испытаний:

  • итоговый экзамен по отдельной дисциплине,
  • итоговый междисциплинарный экзамен по специальности.

К итоговой аттестации допускается выпускник, не имеющий академической задолженности и завершивший полный курс обучения, предусмотренный учебным планом.

Для текущей, промежуточной аттестации студентов и итоговой аттестации выпускников на соответствие их персональных достижений поэтапным или конечным требованиям соответствующей основной профессиональной образовательной программы создаются базы оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, модульные тесты, позволяющие оце- нить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Базы оценочных средств разрабатываются и утверждаются образовательной организацией, реализующей образовательную программу среднего профессионального образования.

Максимальное количество экзаменов за семестр должно быть не более 8-10. В их число не входят зачеты по физической культуре и по курсовым работам.

19. При разработке основной профессиональной образовательной про- граммы должны быть определены возможности образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего профессионального образования, в формировании социально-личностных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельного характера). Образовательная организация, реализующая образовательную программу среднего профессионального образования, обязана:

  • сформировать свою социокультурную среду;
  • создать условия, необходимые для всестороннего развития личности;
  • способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие студентов в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

20. Основная профессиональная образовательная программа образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего профессионального образования, должна содержать дисциплины по выбору студента в объеме не менее одной трети вариативной части каждого цикла дис- циплин. Порядок формирования дисциплин по выбору студента устанавливает педагогический совет образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего профессионального образования.

  1. Образовательная организация, реализующая образовательную программу среднего профессионального образования, обязана:
    • обеспечить студентам реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения;
    • ознакомить студентов с их правами и обязанностями при формировании основной профессиональной образовательной программы;
    • разъяснить, что избранные студентами дисциплины становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.
  2. Студенты имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение учебных дисциплин по выбору студента, предусмотрен- ных основной профессиональной образовательной программой, выбирать конкретные дисциплины.
  3. Студенты обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего профессионального образования.
  4. В целях достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы студенты обязаны участвовать в развитии студенческого самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
  5. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 45 часов в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.

Объем аудиторных занятий в неделю при очной форме обучения определяется Государственным образовательным стандартом с учетом специфики специальности не более 60 % общего объема, выделенного на изучение каждой учебной дисциплины.

  1. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных за- нятий должен быть не менее 16 часов в неделю.
  2. При заочной форме   обучения  студенту   должна   быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 150 часов в год.
  3. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен состав- лять 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

Глава 5. Требования к основной профессиональной образовательной программе

30. Выпускник по специальности 230109 — «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» в соответствии с целями основной профессиональной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности, указанными в пунктах 11 и 16 настоящего Государственного образовательного стандарта, должен обладать следующими компетенциями:

а) общими (ОК):

ОК1. Уметь организовать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК2. Решать проблемы, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, проявлять инициативу и ответственность;

ОК3. Осуществлять поиск, интерпретацию и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК4. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК5. Уметь работать в команде, эффективно общаться с коллегами, ру- ководством, клиентами;

ОК6. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных) и их обучение на рабочем месте, за результат выполнения заданий;

ОК7. Управлять собственным личностным и профессиональным развитием, адаптироваться к изменениям условий труда и технологий в профессиональной деятельности;

ОК8. Быть готовым к организационно-управленческой работе с малыми коллективами.

б) профессиональными (ПК), соответствующими основным видам про- фессиональной деятельности:

1.  производственно-технологическая:

ПК1. Владеть знаниями об архитектуре и технических характеристиках персональных компьютеров.

ПК2. Владеть технологией разработки программных продуктов.

ПК3. Уметь проектировать и организовывать структуру базы данных.

ПК4. Разрабатывать алгоритм и по нему создавать программный продукт для реализации поставленной задачи.

ПК5. Использовать математические методы для решения оптимизационных задач.

ПК6. Использовать методы программной и аппаратной защиты информации.

ПК7. Выполнять отладку и тестирование программного продукта.

ПК8. Осуществлять модификацию, адаптацию и настройку программных продуктов.

2.  организационно-управленческая:

ПК9. Знать об основных положениях действующей нормативной документации.

ПК10. Оценивать экономическую эффективность созданного программного продукта.

ПК11. Осуществлять разработку и сопровождение сетевых приложений.

ПК12. Обеспечивать эффективное применение пакетов прикладных программ.

  1. Основная профессиональная программа          среднего профессионального образования предусматривает изучение следующих учебных циклов:
  • общегуманитарный цикл;
  • математический и естественнонаучный цикл;
  • профессиональный цикл; и разделов:
  • практика;
  • итоговая государственная аттестация;
  • физическая культура.

Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования разрабатывается в соответствии со структурой, прилагаемой к настоящему макету.

  1. Каждый цикл дисциплин должен иметь базовую (обязательную) и вариативную части. Вариативная часть должна дать возможность расширения или углубления знаний, умений и навыков студентов, определяемых содержанием дисциплин базовой части. Вариативная часть устанавливается средним профессиональным учебным заведением исходя из специфики реализуемой профессиональной образовательной программы.
  2. Реализация основной профессиональной образовательной программы специальности должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.

Преподаватели профессионального цикла должны иметь высшее профессиональное образование по соответствующей специальности или направлению подготовки.

Доля штатных преподавателей к общему числу преподавателей профессиональной образовательной программы должна составлять не менее 80%. К образовательному процессу может быть привлечено до 15% преподавателей из числа работников профильных организаций. Нормативное соотношение преподаватель/студент не более 1:12.

  1. Реализация основной профессиональной образовательной про- граммы специальности должна обеспечиваться доступом каждого студента к сети Интернет и информационным источникам, достаточность библиотечного фонда и его качественный состав, формируемым по полному перечню дисциплин основной профессиональной образовательной программы. Образователь- ная программа образовательной организации, реализующей программы среднего профессионального образования, должна включать лабораторные практикумы и практические занятия (определяются с учетом формируемых компетенций).

Обеспеченность студентов учебной литературой и/или электронной литературой, необходимой для реализации основной профессиональной образовательной программы, должна соответствовать нормативу – 0,5 экземпляра, методические пособия к лабораторным и курсовым работам 1:1 и количество студентов заочной и очно-заочной форм обучения от числа студентов очной фор- мы обучения 1:1 на одного студента. Источники учебной информации должны отвечать современным требованиям. В образовательном процессе должны использоваться законодательные акты, нормативные документы, материалы про- фессионально-ориентированных периодических изданий.

  1. Образовательная организация, реализующая основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования, должна отвечать требованиям по оснащению учебных классов компьютерной техникой, инновационными средствами обучения, обеспечивающим проведение всех видов лабораторной, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической подготовки студентов, предусмотренных учебным планом образовательной организации, реализующей программы среднего профессионального образования, соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

 

ПЕРЕЧЕНЬ КАБИНЕТОВ, ЛАБОРАТОРИЙ, МАСТЕРСКИХ И ДРУГИХ ПОМЕЩЕНИЙ

 

Кабинеты:

  • социально-экономических дисциплин;

  • иностранного языка;

  • математических дисциплин;

  • информационных технологий;

  • экономики и менеджмента;

  • экологии и безопасности жизнедеятельности;

  • Лаборатории:

  • технических средств обучения.

  • Спортивный комплекс:

  • спортивный зал;

  • открытый стадион широкого профиля.

Залы:

  • библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
  • актовый зал.
  • столовая.

31. Требования к содержанию, объему и структуре выпускных квалификационных работ определяются средним профессиональным учебным заведе- нием с учетом Положения об итоговой государственной аттестации выпускников образовательной организации среднего профессионального образования Кыргызской Республики, утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 4 июля 2012 года №